Архив:

"По сравнению с Европой, отношение к инвалидам в Беларуси - дикое"

3 декабря во всем мире отмечали Международный день инвалида. В Беларуси насчитывается около 519 тысяч людей с ограниченными возможностями. Специалисты говорят, что самые проблемные для них вопросы – трудоустройство и безбарьерная среда. Как эти проблемы удалось решить на Западе и сколько ЕС и США понадобилось времени, чтобы сделать окружение доступным для любого человека?

По оценкам экспертов «Офиса для людей с инвалидностью», около 95% инвалидов 1-й группы не могут найти себе работу, еще 80% инвалидов 2-й и 3-й группы также безработные.

Общество и инвалидность: между стереотипами и помощью

Директор БРА-Центра «Открытые двери» Елена Тихонова более 10 лет работает в этой сфере. По ее словам, инвалиды если и обращаются в центры занятости, то без определенной поддержки они очень быстро заканчивают свою работу и снова возвращаются в центр занятости. «Происходит это потому, что у нас не оказываются комплексные услуги по сопровождению инвалида на рабочее место, помощи в составлении резюме и дальнейшему отслеживанию ситуации, как человека приняли в коллективе, с какими рабочими и психологическими проблемами он там сталкивается. Кроме того, большая проблема – в отношении общества к вопросу трудоустройства инвалидов. К сожалению, существует политика иждивенчества. Зачастую люди готовы получать свою пенсию и дальше ничего не делать, им комфортно. Потому что общество их не принимает, им нужно приложить много усилий, чтобы спуститься с пятого этажа, выйти на улицу, где можно столкнуться с недоброжелательными взглядами людей. И на рабочем месте всё это только усугубляется», – говорит эксперт.

Координатор «Офиса для людей с инвалидностью» Сергей Дроздовский приводит статистику – на последний год трудовые рекомендации получили 40 тысяч инвалидов, из них 6 тысяч стали на учет в центры занятости и только 1 тысячу человек трудоустроили. «Чиновники говорят, что инвалиды сами виноваты в этом, мол, вертят носом и отказываются от хорошей работы. Однако мы рассматриваем центр занятости как организацию, которая оказывает услуги по трудоустройству. И если из 40 тысяч человек только 2,5% эту услугу получили, значит, проблема в системе, в качестве оказания госуслуг», – отмечает он.

Дискриминация представляет собой серьезную проблему

Трудовая дискриминация, отмечают эксперты, для инвалидов начинается на самом начальном этапе – при отборе резюме.

«Дискриминация в отношении инвалидов существует наравне с молодежью, женщинами… Если наниматель хочет видеть у себя на рабочем месте девушку, которая не уйдет в декретный отпуск либо у которой нет двоих детей, а такие требования у нас часто предъявляются, то резюме таких кандидатов автоматически не рассматриваются. По опыту США эти строки в резюме вообще отсутствуют. В анкетах нет пунктов, касающихся возраста и пола, не говоря уже об инвалидности. Задавать такие вопросы на Западе считается некорректным», – дополняет Елена Тихонова.

Кроме того, существенными преградами являются трудовые рекомендации. Согласно нормам Трудового кодекса, такой документ работодатель обязан требовать у каждого претендента, имеющего инвалидность. Зная об этом, многие люди, не имеющие внешних признаков инвалидности, просто скрывают информацию о своих заболеваниях. Те же, кто проходит медицинскую комиссию, получают на руки список разрешенных и запрещенных специальностей. Разрабатывались эти нормы еще в 1950-х годах, при СССР. И серьезного пересмотра этого списка не было. Именно поэтому инвалидам чаще всего предлагают низкооплачиваемые и неперспективные места работы. На предприятиях, где занято более 50% инвалидов, например, принадлежащих Беларусскому товариществу инвалидов по зрению, зачастую можно встретить за станком рабочего, имеющего красный диплом о высшем образовании.

Изменить ситуацию может разрешительный, а не запретительный принцип выдачи трудовых рекомендаций, считает Сергей Дроздовский.

Государство не предоставляет услуги по обучению и сопровождению инвалида до рабочего места, поэтому данная помощь легла в основу одного из проектов Беларусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам, поддержанного немецким фондом.

Беларусам должен помочь немецкий опыт

«Наши сотрудники помогают составить резюме, если это необходимо, лоббируют интересы клиента перед нанимателем, осуществляют поддержку на рабочем месте – разрабатывают маршрут от дома до места работы, дают базовые навыки по работе. На протяжении четырех месяцев мы контролируем весь этот процесс. Если возникают проблемы в коллективе, с нанимателем, мы всегда на подхвате, помогаем решить все вопросы. Конечно, для нашей целевой группы – а это люди с умственными и множественными ограничениями – такая поддержка очень важна», – говорит Елена Тихонова.

Эксперты обращают внимание, что такая форма работы снимает налоговую нагрузку с государства. «В Беларуси действительно много людей с ограниченными возможностями. И цифра эта, к сожалению, растет.

Из госбюджета выделяются значительные средства на выплату пособий, обеспечение льгот. При условии сопровождаемого трудоустройства эти проблемы снимаются.

И я думаю, что можно говорить об экономической эффективности этой модели. В Европе социальная система функционирует именно так», – дополняет собеседница.

Проект стартовал в марте 2012 года. За это время удалось трудоустроить 18 молодых людей с интеллектуальными и множественными нарушениями – в основном это инвалиды 1-й и 2-й группы. «К примеру, одна девушка сейчас работает психологом на предприятии. Она окончила педагогический университет, но не могла самостоятельно найти работу по специальности».

Но даже если человек с инвалидностью нашел работу, добраться до рабочего места зачастую проблематично. В 2006 году было объявлено о проведении программы по безбарьерной среде. При этом юристы обращают внимание, что реализовываться эта программа начала еще в начале 1990-х. «В 1992 году был разработан закон, согласно которому все новые и реконструируемые здания должны были сделать доступными для инвалидов. На выполнение этой программы законодатель дал 8 лет. То есть в 2000 году вопрос о безбарьерной среде должны были закрыть. Однако закон не соблюдался тогда, не соблюдается и сейчас, отсюда – тысячи примеров, когда инвалиды не просто не могут зайти в магазин или спуститься в метро, они даже из дома самостоятельно выйти не могут», – говорит Сергей Дроздовский.

Пандус для коляски – это еще не все, что надо сделать

Елена Тихонова подтверждает, что в большинстве случаев, если пандусы и установлены, то с многочисленными нарушениями: «По сути, они не упрощают, а только усложняют подъезд для инвалида-колясочника. Зачастую дальше пандуса дело не заходит, в результате человек просто не может двигаться внутри здания – узкие дверные проемы, отсутствие специально оборудованной санитарной комнаты и т.д.».

Проблемным моментом также является отсутствие в Беларуси антидискриминационного законодательства. Что касается общественного мнения, то у беларусов по-прежнему сохраняются негативные настроения по отношению к инвалидам. НИСЭПИ приводит цифры: 17,8% опрошенных лично не приемлют никаких взаимоотношений с человеком с инвалидностью. Более 66% респондентов отметили, что инвалиды подвергаются неравному уничижающему обращению.

В Беларуси к инвалидам стали относиться лучше, но мало соответствующих законов

«Если сравнивать ситуацию с Европой, то да, отношение к инвалидам в Беларуси дикое, – говорит Елена Тихонова. – Но мы работаем в этом направлении. Я в этой сфере 10 лет. Если сравнивать ситуацию, когда я только начинала работать, и сейчас, то показатели значительно улучшились. Наши люди становятся более терпимыми, открытыми и общительными. Мы организовываем акции, где можно встретиться с людьми с особенностями развития. Наша цель показать, что у них также можно многому поучиться. Им не нужна жалость и слезы. Им нужна поддержка и понимание».

В Германии существует обязательная программа для выпускников школ – так называемый «социальный год», когда молодой человек работает в качестве волонтера, определяется, кем бы он хотел стать в будущем и в какой университет поступить.

Довольно часто молодые волонтеры, как и люди, выбравшие альтернативную воинскую службу, помогают людям с инвалидностью. В Беларуси волонтерское движение находится только на начальном этапе и пока не является популярным и престижным в глазах молодежи.

«По опыту Европы и США хочется отметить, что там отношение к этому вопросу очень серьезное. В Америке, если ты не был волонтером в нескольких организациях, ни о какой престижной работе и речи быть не может. Это показывает твою социальную активность. Надеюсь, что у нас это движение будет развиваться. Важно, чтобы оно поддерживалось на государственном уровне», – считает директор БРА-Центр «Открытые двери».

Кстати, Беларусь является последней страной в Европе, которая не присоединилась к Конвенции ООН по правам инвалидов. Уже несколько лет чиновники обсуждают возможность присоединения к данному документу, однако этот шаг все время откладывается.

Адар’я Гуштын

Источник: n-europe.eu