Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Антон тут рядом

Режиссер фильма о том, как создавалась картина

Кинокритик Любовь Аркус дебютировала в кино не с изысканной артхаусной художественной лентой, а с документальным фильмом. Причем тему выбрала очень серьезную: аутизм. В работе над картиной «Антон тут рядом» ей помогали такие мэтры отечественного кино, как Алексей Балабанов, Борис Хлебников. На стадии сведения звука за дело взялся Александр Сокуров. Где еще вы увидели бы такую компанию рядом?

Пас в аут

А началось все с «круглого стола» о социальной рекламе на ТВ – там выяснилось, что такие ролики практически не снимают. И Любовь Аркус предложила нескольким режиссерам восполнить этот пробел. Читая материалы по этой теме, критик наткнулась на сочинение подростка-аутиста Антона Харитонова «Люди». Смысла в нем не много, но таково мировидение автора. Вот цитата: «Люди переодеваются. Читают. Смотрят. Мёрзнут. Купаются. Покупают. Греются. Стреляют. Убивают. Считают, решают. Включают, выключают. Люди ещё в театре. Катаются на санках. Волнуются. Курят. Плачут, смеются. Звонят. Нормальные, гарные, озорные. Люди спешат. Ругаются. Весёлые. Серьёзные. Люди барабанят и громыхают. Не лохматятся. Теряются. Рыжие. Глубокие. Люди сдирают кожу. Люди ремонтируют домик, сарай. Люди потерпят. Люди рисуют, пишут. Лесные. Люди колют дрова, пилят, топят. Люди ещё здороваются, говорят, прыгают, бегают. Люди конечные. Люди летают».

– Наша съемочная группа состояла из четырех человек. За 4 года материала набралось на два фильма: 600 часов на пленке, – рассказывает исполнительный продюсер Константин Шавловский. – Бюджет картины получился около 6 млн рублей, но это именно на производственные расходы. Никакой зарплаты никто не получал. До этого никто из нас ничего не знал об аутизме. Только фильм «Человек дождя». Но это мифотворчество. Аутисты не странные гении – гениев среди них столько же, сколько среди нас.

Венецианский венец

В Венеции картина получила приз критики «Серебряная мышь». А как же создавался этот фильм?

Продюсеры находили деньги. А вот по творческой части по сути дела всю работу делали два человека: режиссер Аркус и оператор Алишер Хамидходжаев. Заслуга последнего заключается не просто в том, что он обеспечил качественную «картинку». В случае со столь специфическим героем фильма, как Антон, было важно найти доступ к парню. Плохого человека Харитонов просто не подпустил бы к себе. А Алишеру со своей камерой удалось ключи к душе больного. Впрочем, когда Любовь с Алишером только приехали в лагерь «Онега», Антон в самом деле убегал от камеры. Но потом привык и даже наоборот всячески лез в кадр. Более того, оператор заметил, что парень ревнует, когда объектив повернут к другим. И Харитонов оттаял, внезапно обнял Любовь Аркус. Режиссер так и сказала: «У меня был проект, а появился мальчик».

Параллельно со съемками, Любови Аркус приходилось вести работу в своем журнале. Так что получалось, будто производство фильма дня нее – будто хобби. Вот только, как отмечал Шавловский, по сути всем пришлось отодвинуть журнальную работу на второй план.

Конечно, не везде пускали с камерой. Например, в больницу Кащенко удалось пробиться, только «упав на хвост» съемочной группе Первого канала, которая делала свой докфильм «Люди дождя». Но ведь попали!

Сначала фильм планировали назвать «Аут». Но потом остановились на варианте «Антон тут рядом» – это практически цитата из самого Харитонова. Но аут – это «за пределами». Но только в начале оператор прогонял Аркус из кадра. Потом режиссер все чаще стала попадать в поле зрения камеры. Не потому, что хотелось на экран. Просто она тоже стала персонажем своей картины.

Новый способ лечить

Телезрители увидят, что за время съемок в личности Харитонова произошли очевидные изменения. В начале он только рычал. В конце – разговаривал почти как обыкновенный человек.

За кадром Любовь Аркус говорит: «Я давно поняла, что камера – главное действующее лицо этой истории… Камера изменила Антона. Камера изменила меня. Она была как мой личный персональный Бог, который с детства обитал в углу комнаты и не давал мне спуску».

В личной беседе режиссер подтверждает эти слова:

– Камера была не только инструментом в руках Алишера Хамидходжаева, но и свидетелем, от которого ты не можешь увильнуть, построив систему уловок. Я заметила, что аутистам очень нравится сниматься. У них нет предубеждений, страха перед камерой, которые могут быть перед людьми. Причем, глядя в объектив, они будто в вечность обращаются. Камера для аутистов означает внимание к ним. Но при этом она не обладает теми человеческими качествами, которые мешают людям. У камеры нет второго дна. Она не обременена корыстью, которая иногда сопровождает внимание человека.

Премьера фильма состоялась на знаменитом кинофестивале в Венеции. Главной наградой съемочной группе стала 10-минутная овация. Но самое интересное было потом.

– После показа фильма в Венеции мне написали итальянские психотерапевты: они хотят собрать семинар. Итальянцы полагают, что камера может быть терапевтическим средством, – говорит Аркус. – С детьми в этом плане проблем нет. Проблемы могут быть со взрослыми: они, вроде, и хотят, чтоб о проблеме аутизма знали, но в то же время им кажется, что их ребенка хотят для каких-то посторонних целей использовать. И они желают спрятать своего ребенка. Я занимаюсь работой над вторым фильмом на эту же тему. Там у меня в кадре маленькие дети, на них еще кинокамера не производит никакого впечатления. Но мы запускаем линейку социальных роликов – и там вижу, что большинство подростков реагируют на объектив так же, как Антон Харитонов.

Истина где-то тут рядом

Психиатр Лариса Раевская подчеркивает, что при классическом аутизме, так называемом синдроме Каннера, внимание съемочной группы будет бесполезно. Потому что у истинных аутистов потребности в контакте нет. А вот людям с расстройствами аутистического спектра человеческое тепло очень нужно.

– Таким детям несомненно необходима помощь специалистов и внимание близких. И не важно, какого круга это родство и какого ведомства эти специалисты, – убеждена Раевская. – Важно уметь достучаться до каждого ребенка. Не думаю, что герою фильма помогла камера. За камерой ведь всегда стоят люди.

Главное, что кинолента «Антон тут рядом» повлияла на здоровых. Любовь Аркус и писательница Дуня Смирнова занимаются созданием фонда, который будет заниматься конкретно помощью больным аутизмом. Посмотревший фильм губернатор Воронежской области Алексей Гордеев позвонил Смирновой и предложил организовать образцовое поселение для аутистов у себя в регионе. Да и в жизни главного героя кино сыграло большую роль. Пока шли съемки, мать Антона умерла от рака…

– Отец Антона, увидев своего сына на экране, лучше понял его и тогда решил взять к себе. Да, съемочная группа помогла решить жилищный вопрос (купили дом в Ленинградской области. – «АиФ»), но никакие бытовые условия не заставят вас решиться взять к себе домой больного человека, – говорит Любовь Аркус. – К этому нужно прийти самостоятельно. Так что на него фильм оказал огромное влияние. И, видимо, не только на него. Я ежедневно получаю десяток писем от людей, готовых помогать.

А Антон за время съемок научился готовить еду, колоть дрова, стирать и самое главное – плакать. До этого он мог только с рычанием кусать себе руки.

Сам Антон Харитонов фильм не видел.

Источник: www.aif.ru