Архив:

Безразличие как диагноз

3 декабря — Международный день инвалидов. В этот день чиновники всех уровней делают очень много движений и дают очередные обещания: улучшить жизнь, помочь в трудоустройстве и т. д. Вот только для самих людей с ограниченными физическими возможностями это — обычный день календаря, который ничем не отличается от завтра или вчера. Ведь они знают, чего стоят обещания власть имущих... По несколько лет они выпрашивают, чтобы при входе в их подъезды сделали пандусы, сняли на пешеходных переходах бровки... Если бы безразличие было болезнью, то, увы, многие из наших сограждан могли бы смело получить группу инвалидности.

Киевлянке Ирине 28 лет. Она — как в фильме: активистка, умница, красавица, вот только не спортсменка. Почти половину своей жизни девушка провела в инвалидной коляске.

Но жалеть и тем более оплакивать ее не надо. Несмотря на свои физические особенности, она может дать фору многим так называемым здоровым.

Живет Ира в обычной столичной высотке на жилмассиве Троещина. Два раза в неделю ездит на работу: ведет кружки по рукоделию для деток-инвалидов в районном центре реабилитации и в «Студии ДИМФО» (творческое объединение детей и молодежи с ограниченными физическими возможностями). Еще занимается с учениками у себя дома.

— Все началось с бисера. Поначалу, еще ребенком, плела браслетики, — рассказывает Ира. Сейчас у нее дома целые полки превратились в лес деревьев из бисера. Теперь она еще и вяжет игрушки, вышивает лентами, делает украшения.

У себя в квартире Ира — абсолютно самостоятельная личность. Умеет и очень любит готовить. У нее много друзей. Жаль только, гулять с ними по улицам ей сложно. А все потому, что самых элементарных условий для передвижения таких, как Ира, в нашей столице нет.

— Даже просто сходить в кинотеатр я не могу, потому что там обязательно при входе будет куча ступенек. А недавно вообще был веселый случай. Ко мне приехала подружка, и мы решили пойти в PіnchukArtCentre. Я захожу, а там сразу на входе охрана. Они меня видят и говорят: «А к нам с колясками нельзя». Ну, я попыталась им объяснить, что без нее я, вообще-то, тоже не смогу... В конце концов меня пустили, но сам факт! Я когда-то была в Германии, так там совсем по-другому относятся к людям с инвалидностью. Там абсолютно все доступно: любое кафе, магазин...

У нас же Ире пришлось 8(!) лет вести нелегкую переписку с городской и районной властями, чтобы при входе в ее подъезд установили пандус. «А до этого приходилось или только с родителями выходить-заходить, или ждать кого-то из соседей. Зимой могла по несколько часов на морозе торчать...»

Вопреки всему, Ира решила вести активную жизнь. Пытается даже обуздать общественный транспорт. Вообще-то, чисто теоретически, современные автобусы и троллейбусы с низкой посадкой могут значительно облегчить жизнь инвалидам. Для этого нужно только, чтобы водители подъезжали максимально близко к бровке. И тогда даже без посторонней помощи человек в коляске может попасть в салон.

— Но, увы, этого никто не делает. Они останавливаются в лучшем случае в метре от бровки, хотя прекрасно видят, что я стою на остановке... И тогда надо опять кого-то просить о помощи. Отдельный разговор — метро. По правилам, инвалидов должны обеспечивать сопровождением. Сопровождение — это две бабушки с метелками. А ты стоишь и думаешь: выживешь после спуска с ними по ступеням или нет? Ведь они понятия не имеют, что с тобой делать и с какой стороны подойти.

Не легче и с такси. Иногда таксисты могут просто взять и уехать, увидев, что их пассажир — инвалид. Именно такие «мелочи» усложняют и без того непростую жизнь инвалидов. Ведь даже обыкновенная бровка оказывается непреодолимой преградой...

— Самое важное — понять, что такие люди, как Ира, могли бы быть совершенно самостоятельными в обществе, если бы не эти бытовые нюансы, — рассказывает преподаватель центра «Студия ДИМФО» Илона Цвигун. — В идеале нужно, чтобы дети с ограниченными возможностями (те, кто может) ходили в обычные детские садики и школы. Тогда бы общество привыкало к ним, а они к обществу. Но для этого необходимы хотя бы элементарные условия: спуски на лестницах, туалеты для инвалидов...

По подсчетам Всемирной организации здравоохранения, около 15% населения мира, или примерно миллиард человек, имеют ту или иную форму инвалидности. При этом во многих странах люди с проблемами зрения или даже в инвалидных колясках продолжают жить полноценной жизнью. К сожалению, в список этих «многих стран» Украина не входит.

Недавно у Иры была племянница. «Просила, чтобы я пришла к ней на праздник в детсад. Я говорю: «Солнышко, я бы все отдала, чтобы это сделать. Но как же я смогу, если у тебя там две огромные лестницы...»

Татьяна Градовлянская

Источник: www.golos.com.ua

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ