Архив:

Екатеринбург для слепых - 2: что происходит, когда умирает надежда

Корреспондент Портала 66.ru узнал, как адаптируются незрячие люди в быту. Для этого мы отправились на кухню. Слепые поделились рецептами приготовления блюд. А мы готовы поделиться ими с вами. Кушать подано! В Екатеринбурге существует областной центр реабилитации инвалидов. Находится он по адресу Белинского, 173а. Найти его непросто, он затерян во дворах городских высоток, небольшое трехэтажное здание. Но именно здесь сотрудники центра приходят на помощь людям, которые вне зависимости от различных жизненных обстоятельств становятся инвалидами. Здесь помогают и незрячим, и инвалидам-колясочникам.

Корреспондент Портала 66.ru уже испытал на себе социальный аспект реабилитации таких людей, пройдя по городу с завязанными глазами в компании с руководителем организации «Белая трость» Олегом Колпащиковым. Пришло время узнать, как незрячие адаптируются к бытовым условиям.

Заходим на кухню реабилитационного центра, здесь господствуют две прекрасные девушки, Римма и Ирина.

Римма не видит совсем, но на кухне ориентируется как заправский повар. Оно и понятно, по образованию она повар-кондитер, работала в Музкомедии до того, как зрение ухудшилось. Ирина же помогает ей. Сегодня в меню — солянка на первое и пирожные с кремом к чаю.

Римма режет копченую курицу. В этот момент на плите уже закипает бульон, сваренный на говяжей косточке. Она говорит, что, когда готовит дома, предпочитает, чтобы никто ей в этот момент не мешал.

Римма, повар:


— Все мои домашние знают: если я начинаю готовить, им лучше уйти с кухни. А то бывает, порежу что-нибудь, положу нож на определенное место, а кто-нибудь придет — и переложит его, и я мучаюсь, найти его не могу. Поэтому лучше, чтобы никто на кухне в этот момент не находился. Иначе время приготовления блюда из-за таких пустяков увеличится. Но иногда во время готовки подключается муж, придет, что-то помешает. Он уже знает, что мне необходимо.

Ирина видит, но плохо, она различает крупные предметы, а чтобы увидеть мелкое, приходится напрягать глаза.

И если Римма вообще считается незрячей, Ирина говорит, что, несмотря на то, что она записана в группу инвалидов первой категории, она видит, но очень и очень плохо. Постоянно щурится.

Когда Римма подходит к плите, она заглядывает через плечо подруги, делая вид, что наблюдает за процессом приготовления.

Даже не видя, Римма постоянно делает вид, что наблюдает, как готовится солянка. Это все инстинктивно.

Римма:

— Это все на уровне инстинктов происходит. Например, иногда с мужем заходим в магазин, стоим у прилавка с мясом, и я начинаю тянуться, чтобы якобы посмотреть, что там есть из сортов мяса. Муж постоянно говорит: «Ну что ты тянешься, как будто ты там что-то увидишь?». Это уже инстинкт, и от него никуда не деться.

Как говорят наши повара, самая вкусная солянка состоит из 7–11 сортов мяса. В нашей же используем 4 сорта. Курица порезана, беремся за сосиски. Вообще, мясные продукты в солянку кладутся в первую очередь, а все остальные ингредиенты — картошка, пассерованный лук и чеснок — позже. Бульон должен быть насыщенным по вкусу.

В солянку уже отправлено мясо, сейчас пассеруется лук.

Пока солянка готовится, успеваем расспросить исполняющюю обязанности заведующей отделением социально-бытовой реабилитации областного центра Екатерину Каргапольцеву.

— Екатерина, чем конкретно занимается ваш центр реабилитации и ваше отделение?

— У нас существует несколько направлений помощи людям с ограниченными способностями: есть отделение физической реабилитации, психологической, есть социально-культурной. Каждое из них занимается своими задачами. В отделении бытовой реабилитации мы помогаем людям адаптироваться в быту. Мы учим делать их обычные вещи, например, почистить картошку. Инвалид находится у нас две недели, он здесь живет и получает те навыки, которые может применить дома.

Екатерина говорит, что слова благодарности от инвалидов звучат, наверное, чаще, чем от обычных людей.

— С инвалидами трудно приходится?

— Да нет, не трудно, все понимают, и мы стараемся им помочь. К нам в центр приезжает до 30 человек в месяц, и они проходят полные курсы адаптации. Слова благодарности от них звучат, наверное, чаще, чем от простых людей.

Возвращаемся на кухню. Здесь уже в сковороде вовсю шкворчит лук и чеснок. Картошка уже порезана и отправлена в солянку. Остались последние ингредиенты.

Приступаем к приготовлению десерта. Это будут пирожные с кремом.

Начинаем готовить пирожные. Для приготовления крема потребуется четыре яичных белка, которые необходимо тщательно взбить до белой массы. Делать это лучше при помощи миксера. Так быстрей и удобней. Пока яйца взбиваются, на плите готовится сироп. Его составляющие — вода и сахар. Все это кипятится до состояния тягучести. Определить готовность сиропа легко: с ложки он должен ниточкой сливаться обратно в кастрюлю.

Во взбитые яйца добавляется щепотка ванили, потом в полученную массу вливаем сироп. Продолжаем взбивать.

Для приготовления пирожных нам еще понадобятся тарталетки, один банан и маленькая плитка шоколада. Банан необходимо порезать кружочками, положить на дно тарталетки, потом взбитую массу при помощи кулинарного мешка нанести сверху. Шоколад растереть на мелкой терке и посыпать им пирожное. Десерт готов.

Как и у всех слепых, с которыми приходилось общаться, спрашиваю Римму о том, что стало причиной потери зрения.

Римма говорит, что она и сейчас помнит все до мелочей. Все моменты пути из света в темноту.

— Римма, Олег Колпащиков потерял зрение после взрыва в спортивном комплексе «Калининец» в 90-х. А у вас что стало причиной того, что вы сейчас не видите?

— Как сейчас помню, было 5 августа 2005 года, я жила на улице Мира, поздно вечером возвращалась домой. Иду и вижу: слева от меня навстречу идет молодой человек. Захожу в арку, чувствую — удар по голове, и я падаю, сильно ударяюсь затылком об камень. Он схватил мою сумку и я схватила — тянем в разные стороны, он вырвал ее из моих рук и убежал. После этого удара у меня и стало падать зрение. Когда я приходила к врачам, они у меня все спрашивали, не ударялась ли я головой. Я говорю: «Нет». Со мной же везде мама ходила, и я не хотела, чтобы она знала о нападении на меня, чтобы не волновалась по пустякам. Она так до сих пор ничего не знает.

— С какой скоростью стало портиться зрение?

— В 2006 году сначала левый глаз перестал видеть, я пыталась лечиться у участковых врачей. У меня кровь жидкая, сосудик лопнул и произошло кровоизлияние в сетчатку. Потом, когда приехала в Микрохирургию, врачи на меня накинулись: где ты раньше была! Забудь про левый, будем спасать правый. У меня нагрузка пошла на правый глаз.

Римма помнит, как потеряла зрение, она в тот момент была на работе. Работала она тогда поваром в кафе Музкомедии.

— Помните тот день, когда померк свет?

— Я четко помню, я была на работе, это было 2 марта. Я работала в кафе Музкомедии. Подхожу к холодильнику, достаю замороженное мясо, несу этот кусок на кухню и вижу, что у меня руки начинают краснеть. А там дневной свет, большие, яркие лампы, подхожу, ставлю это мясо на стол, и вижу: весь свет заливает кровь. Ничего понять не могу. Потом смотрю наверх и думаю: все, крышка.

— В больницу сразу обратились?

— Я сразу позвонила в «Микрохирургию глаза». Они в тот день работали до пяти вечера, а время — уже без десяти. Пытаюсь им объяснить ситуацию, а в регистратуре говорят: «Девушка, мы ничего не знаем, может, вы ходили и головой об стенку долбились». Просто хамское обращение. «Говорите свою фамилию», — после долгих переговоров по телефону они все же решили у меня это спросить. «Что вы хотите, чтобы мы вам сейчас врача вызвали?». Я говорю им: «Врача не надо, скажите, что мне делать. Впереди два выходных, у меня произошло кровоизлияние, я ничего не вижу». Они мне ответили: «Ничем не можем помочь, приезжайте в понедельник». Пятница, вечер, Олег отпросился с работы, пришел ко мне, взял меня за руку и увел с работы домой. Мы приехали в Пышму и в понедельник поехали в «Микрохирургию».

Она тут же обратилась в «Микрохирургию глаза», врач ей сказал, что зрение восстановить полностью невозможно.

— Какой диагноз вам поставили?

— Ретинопатия. Кровоизлияние в сетчатку.

— А зрение восстановимо?

— В «Микрохирургии глаза» мне сказали: нет. Это были слова моего хирурга, что мне никто никогда нигде уже не поможет.

Руководитель организации «Белая трость» Олег Колпащиков тут же вклинивается в разговор. Он говорит, что счастливая жизнь у незрячих людей начинается тогда, когда они перестают думать о том, что зрение еще можно восстановить.

Олег Колпащиков говорит, что незрячий становится счастливым только после того, как перестает думать и надеяться на то, что зрение еще можно восстановить.

Олег Колпащиков, руководитель «Белой трости»:

— Смысл в том, что эта микронадежда, что зрение можно восстановить, не дает спокойно человеку жить. Голову морочит ужасно. Я по себе помню — все время про эти больницы думаешь. Надеешься, что тебе смогут помочь в Америке, в Израиле, различные экстрасенсы, которые тоже много чего обещают. Ты постоянно об этом думаешь, не можешь ни спать, ни есть, ни работать. Все это пустые надежды. Они забирают последние силы. И только ты собрал все слюни во рту и как плюнул на все на это — начинается счастливая жизнь.

Напоследок спрашиваем Римму, осталась ли у нее обида на человека, который стал причиной того, что сейчас она не видит?

— Сначала была ужасная обида. Почему я и за что? Да и сейчас иногда находит. Но оттого что я обижаюсь, ничего уже не изменится. Это просто будет копиться у меня в душе. Это ненужная злость, ненужная обида. Она будет мне мешать. Ну было — и было. Видимо, должно было быть вот так.

Еда готова, наваристая солянка стынет за круглым столом. Олег говорит, что он не забыл про варенье из фейхоа, которым обещал накормить нас при первой встрече. По вкусу оно напоминает землянику, перетертую с сахаром. Солянка получилась очень вкусной, не говоря уже о десерте. Слепые поделились рецептами этих блюд с нами, мы же дарим их вам, дорогие екатеринбуржцы.

Солянка
На четыре литра говяжьего бульона потребуется:
200 г сосисок, 300 г куриного филе, 300 г копченой грудки, 200 г соленых огурцов, 200 г картофеля, 50 г репчатого лука, 1 лимон, оливки, зелень, 4 г чеснока. Соль, перец по вкусу, томатная паста (1 ложка, положить в солянку минут за десять до готовности).

Для бульона заранее отвариваем говядину. В готовый бульон сначала закладывается мясо (куриное филе, копченная грудка), потом предварительно обжаренные сосиски, картофель, пассерованный соленый огурец и уже в самом конце, когда почти все сварилось, кладем пассерованный лук и чеснок. Все готовится на медленном огне минут 40. При подаче в тарелку нужно положить кусочек лимона и маслину. Майонез или сметану добавляем по вкусу.

Пирожное с белковым кремом
Упаковка тарталеток, 150 г сахара, 65 г воды, 4 яичных белка, банан и плитка шоколада 50 гр.


Сахарный сироп вывариваем на слабом огне до тягучей консистенции. Взбиваем 4 яичных белка, сначала медленно, постепенно увеличивая скорость, до белой пены. Кладем в эту массу щепотку ванили, потом добавляем туда сахарный сироп и продолжаем взбивать. В тарталетки кладем порезанный кружочками банан, через кулинарный мешок выдавливаем сверху крем и посыпаем шоколадной крошкой.

Ваш ужин готов, приятного аппетита, дорогие екатеринбуржцы!

Василий Шевченко

Источник: 66.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ