Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Вольготная учеба

Государство будет относиться к особенным студентам заботливо, но строго

Законопроект «Об образовании», который до конца этого года должен быть окончательно принят Государственной Думой, предусматривает значительное изменение в отношении абитуриентов и студентов-льготников. Прежде всего, должно уменьшиться число молодых людей, поступающих в вузы на льготных основаниях. Между тем, как сказал корреспонденту «РВ» ответственный секретарь приемной комиссии Рязанского государственного радиотехнического университета Сергей Батуркин, правила приема льготников в вузы и без того с каждым годом ужесточаются, что уже привело к уменьшению количества заявлений от них…

– …Дело в том, что раньше молодые люди, имеющие право на льготы (а это, прежде всего, инвалиды первой и второй групп, дети-сироты и дети, находящиеся без попечения родителей, дети военнослужащих и другие), по закону могли подавать заявления на прием в пять вузов. И это создавало большие трудности для приемной кампании. Будут или не будут все, подавшие документы, поступать в данный вуз – еще вопрос, а места для них держать необходимо, а это значит, что можно зачислять в первый поток только самое малое число всех остальных абитуриентов. Теперь льготник имеет право подавать свое направление только в один вуз, и мы точно знаем: раз он заявление принес нам, значит, он точно наш. В этом году из 890 зачисленных в радиоуниверситет 16 человек являются льготниками. Это, конечно, очень малое число, и объясняется оно, в первую очередь, близостью московских вузов. Если бы не было тех ужесточений, о которых я говорил, то «льготных» заявлений в начале было бы, наверное, не менее 50, а остались бы все те же 16.

– Поступить в вуз – это еще полдела. Как удержаться в нем? Имею в виду, прежде всего, материальное положение, например, детей-сирот. И потом: всегда ли у льготников наличествует необходимый багаж знаний?

– Нормальная приемная комиссия в нормальных вузах принимает абитуриентов без каких-либо преференций, что дает о себе знать. Процесс обучения – это, конечно, другая история. Но ребята из числа льготников – как правило, народ мотивированный, они знают, чего хотят, и добиваются этого.

В нынешнем году к нам поступили три выпускника Михайловского экономического колледжа-интерната. К сожалению, мы только начинаем переоборудовать помещения вуза для студентов с ограниченными возможностями, и таким ребятам бывает нелегко. Но михайловских студентов это не остановило. Они выбрали очную форму обучения, хотя, казалось бы, заочно им учиться было бы легче.

Теперь о материальном положении. Социальная защита «неблагополучных» категорий населения в нашей стране есть, и студенты-льготники ею в полной мере пользуются. Прежде всего, существует достаточно большой сугубо бюджетный стипендиальный фонд, который рассчитан только на студентов-льготников, и на что-то еще его потратить никак нельзя. Кроме этого, в вузе имеются свои стипендиальные программы, средства которых частично также выплачиваются льготникам. Все это присовокупляется к обычной студенческой стипендии, получить которую не так уж трудно – надо лишь учиться без «троек». А поскольку студенты-­льготники – ­народ очень прилежный, то они часто имеют повышенную стипендию. Если все эти деньги сложить, получается сумма, равная иногда зарплате вузовского доцента.

– В процессе обсуждения законопроекта «Об образовании» много нареканий вызывает целевой прием по заказу местных властей и предприятий. Студенты-«целевики» учатся на государственные деньги, а работать на предназначенные для них места не идут. В проекте закона предлагается наказывать за это рублем – штрафовать…


– Бывает, что и работать-то некому. Если посмотреть, сколько студентов принято по целевому набору и сколько из них трудоустроились в направляющих структурах, цифра получается удручающая, вероятно, не более 35 – 40 процентов. Так по большинству вузов. У этой категории студентов нет чувства ответственности перед предприятием. А бывает, что не видят перспектив: предприятие и обещает работу и не обещает. «Целевиков» иногда готовят как бы про запас. С одной стороны, запас нужен: текучка кадров на производстве большая. С другой стороны, готовить специалистов за бюджетные деньги с расчетом «авось, пригодятся» слишком накладно. Поэтому обязательно надо каким-то образом ужесточить выдачу направлений на целевой набор.

– Валентина Матвиенко предлагает обязать, например, «бюджетных» студентов педвузов отрабатывать потраченные на них деньги в школе. Может быть, установить такой подход и к инженерам? Хотя, как говорят, «невольник – не работник»…


– У нас в этом году принято по целевому набору 199 студентов. Такой заказ является более-менее обоснованным. Почему я так говорю? Потому что большинство сотрудников предприятий, компаний, занимающихся в нашем регионе высокотехнологичным производством, – это выпускники радиотехнического университета, и мы точно знаем, каковы потребности наших партнеров. Сейчас много говорят об учебных, производственных кластерах. В радиоуниверситете открыт и действует так называемый бизнес-инкубатор, который готовит специалистов, позволяющих налаживать инновационные производства в высокотехнологичных сферах. В рамках этого бизнес-инкубатора в учебном процессе активно участвуют многие рязанские предприятия. На самих предприятиях созданы базовые лаборатории, где наши студенты третьих-четвертых курсов имеют возможность проходить практику. Так что связь с предприятиями региона у нас хорошо отлажена, мы знаем их потребности, а студенты-«целевики» – большей частью народ проверенный.

– Как сказалось на работе вуза присоединение к нему Рязанского станкостроительного колледжа?

– Хорошо сказалось. Мы открыли два направления сокращенной подготовки для выпускников учреждений среднего профессионального образования по очной форме обучения и четыре – по заочной. Это направления: автоматизация технологических процессов и производств, радиотехника, программная инженерия, экономика, менеджмент. В дальнейшем планируем расширить число специальностей, чтобы привлекать для учебы абитуриентов со средним профессиональным образованием. Думаю, учиться им будет приятно. Сам колледж обладает неплохой инструментальной базой, а сознание того, что являешься студентом авторитетного вуза и впереди очень реальная возможность получить высшее образование, должно стимулировать.

– В проекте нового закона для льготников, которые не очень «тянут», предусмотрены бесплатные подготовительные отделения…

– Наверное, это хорошо. В нашем университете два года подряд проводятся бесплатные «стартовые недели» для тех студентов, которые уже поступили, но показывают плохие знания по физике и математике. Если их не подтянуть, то в дальнейшем они могут быть отчислены. А финансирование бюджетных вузов сейчас подушевое. Так что приходится проявлять заботу о сохранности учебного контингента…

Татьяна Банникова

Источник: rv.ryazan.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ