Архив:

Роберт Халиков: "Волонтерство - это модно"

В нашей стране все большую популярность набирает добровольческое движение. В Татарстане действует одна из самых мощных волонтерских организаций России Межрегиональный центр развития добровольчества "Волонтер". КазаньПресс поговорил с учредителем и координатором МЦРД Робертом Халиковым.

- Расскажите о первых шагах вашей организации, пожалуйста

- 21 декабря 2002 года – официальный День Рождения нашего движения. На первое собрание пришло семь человек. Эта семерка и стала основным костяком организации. Первую акцию мы приурочили к Новому году. Собрали в магазинах подарки для детей-инвалидов, переоделись в костюмы Деда Мороза и Снегурки и разносили их по домам. Сейчас это стало традицией.

Тогда в городе никто не знал о нас. Когда мы проводили первые акции по сбору денег для лечения детей-инвалидов, горожане удивлялись, относились к нам с большим недоверием. Сейчас и это очень радует недоверие сошло на нет.

- По каким направлениям работают волонтеры?

- У нас два основных направления: патронаж детей с ограниченными возможностями и профилактика психоактивных веществ через лекции в школах и вузах. Сейчас мы раскручиваем новый бренд – "Добровольчество – территория здорового образа жизни"– на всех наших мероприятиях ребята не курят и не пьют.

Мы открыты любым предложениям в сфере добровольчества. Направление работы конкретного центра зависит от его лидера. Если придет сильный менеджер с интересом к экологии, мы готовы написать под него проект и начать работать в этом направлении.

- Расскажите о самом успешном проекте и ваших ярких акциях.

- Если говорить об акциях, мне запомнился поход детей из приюта в дельфинарий. На первом этапе было танцевальное соревнование. Мы пригласили коллективы города, собрали полный зал. Все деньги направили на поездку в дельфинарий. Детишки смогли не только посмотреть на дельфинов, но и искупаться с ними.

Один из самых успешных проектов это, наверное, Международный лагерь "Волонтер 2012" и создание регионального центра "Волонтер" в Калининграде.

- Что для вас добровольчество?

- Для меня существует два разных понятия. Есть добровольцы в спорте, и есть социальное добровольчество. Волонтеры Универсиады собираются на одно мероприятия. Их мотивы подтянуть знания языка, пообщаться с иностранцами, бесплатно побывать на международном мероприятии и др.

Мы, социальные волонтеры, преследуем совсем другие цели. "Социальное" добровольчество я рассматриваю как инструмент воспитания нравственности у молодежи, которая в процессе участия в добрых делах, учиться на деле, а не на словах состраданию, сопереживанию, сотворчеству. Поэтому для меня добровольчество – прежде всего педагогический процесс.

- Вы сотрудничаете с политическими партиями?

- Мы вне политики и вне религии. Как физически лица, конечно, мы можем ходить на выборы, состоять в какой-то партии, быть приверженцем определенной веры. Как представители движения – однозначно нет. За нарушение этого правила – автоматическое исключение. Иногда мы совместно с "Молодой гвардией" проводим некоторые акции. Но только в том случае, если они социальные и не призывают к политическому выбору.

- Часто в ЦРД приходят новые ребята? Надолго ли остаются?

- Мне пишут практически каждый день те, кто хочет присоединиться к нашему движению. Сейчас активна социальная сеть. Наши ребята системно создают отряды. Те, кто приходит осознанно помогать, остаются, это примерно 25%.

Есть очень интересный мотив для некоторых девушек, они идут в добровольчество целенаправленно – они ищут себе молодого человека. Объясняется все просто: непорядочные люди здесь не остаются.

- Как вы оцениваете важность работы добровольцев?

- За 10 лет работы волонтером я понимаю, что мы в какой-то степени делаем неправильную вещь. Мы формируем в обществе иждивенчество. Большинство воспринимает волонтеров как бесплатную рабочую силу. Мамы детей-инвалидов в силу определенной политики страны, думают, что государство им должно и волонтеры должны. Зачастую нас не просят, от нас требуют – придите окна помойте и т.д. Мало кто воспринимает наш труд с благодарностью.

Это одна сторона медали. Если бы я думал только так, уже давно бы все бросил. Но я понимаю, что через эту работы дети, которые приходят к нам, формируются как личности. Поэтому мне важнее, что через делание добра они сами формируются как люди с большой буквы, способные помогать и сострадать.

- Может подобное отношение связано с нашим менталитетом?

- Да, именно об этом я и говорю. В России волонтерство слишком молодо. Первые разговоры об этом пошли в 90-х (мы не говорим о сестрах милосердия царской России, и о тимуровцах СССР, все таки это про другое). На уровне Правительства заговорили об этом где-то в 2007 году в связи с крупными международными соревнованиями. В первую очередь добровольчество ассоциируется со спортом, поэтому зачастую социальных волонтеров не воспринимают всерьез.

На западе до 70% населения занимается волонтерством. У нас – до 5%. Там другой уровень развития добровольчества, об этом постоянно говорят в СМИ. В нашей стране это нечто новое, неизвестное. Даже мои родные и друзья не всегда понимают, чем я занимаюсь.

Можно сказать, что нужно принимать законы. В некоторых странах вместо армии можно несколько лет заниматься волонтерством. Безусловно, число добровольцев увеличиться, но будет ли это эффективно? Процесс идет уже сейчас. Это как эволюция – все будет постепенно, торопить его не нужно, достаточно дать время.

- Что делать человеку, который решил присоединиться к вашему движению?

- Чтобы начать заниматься волонтерством, нужно только желание. Нужно понять, что это невероятный ресурс, который поможет добиться больших высот в жизни. Чтобы присоединиться к нам, достаточно зайти в нашу группу в ВКонтакте или написать напрямую мне.

Юлия Красникова

Источник: kazanpress.ru