Архив:

Города ЕС адаптируются к нуждам инвалидов

Очень часто для преодоления некоторых препятствий на городских улицах нужно обладать недюжинной сноровкой. А как быть, если речь идет об инвалидах? Кис-Ян ван дер Клостер нашел свой девиз: жить на высокой скорости. Он следует ему и сегодня, несмотря на частичный паралич – следствие травмы на горнолыжном склоне в 2001. Уже будучи в коляске, Кис-Ян выиграл золотую медаль на зимней Параолимпиаде в 2008.

Сегодня он дает уроки виртуозного обращения с коляской для детей-инвалидов. Его задача – научить их передвигаться там, где нет специальных приспособлений, пандусов, лифтов:“Совершенно обыденная ситуация: мне приглянулся ресторан и хочется зайти туда пообедать. Первые две -три ступеньки я преодолею без проблем. Что у них сегодня в меню? Хотя главный вопрос, смогу ли я попасть в зал?”

Несколько безуспешных попыток… Тем временем обычный пандус избавил бы посетителя и персонал ресторана от неловкости и усилий. Однако голландские законы – впрочем, как и законы многих европейских стран – не обязывают общественные заведения учитывать в конструкции и интерьере возможные нужды инвалидов. В тех странах, где такие обязательства закреплены законодательно, иногда недостаточно строгий контроль. Итог: практически нигде в Европе человек с ограниченными возможностями не может чувствовать себя на 100% уверенно.

“Вот мы наконец и в туалете, – рассказывает Кис-Ян. – Я рад, что моя коляска такая маленькая. Будь она побольше, или будь я на электрической коляски, через дверь она бы не прошла. А жаль: в этом ресторане хорошо кормят. Но вот попасть сюда…”

Вот этот прыжок через три ступеньки под силу не каждому инвалиду. Неслучайно поэтому более половины людей, имеющих сходные проблемы со здоровьем, предпочли бы не идти в незнакомый ресторан или вообще остались бы дома.

“Слишком мало инвалидов ведут активную жизнь. Особенно это касается колясочников, они живут в четырех стенах. Если бы нас было больше, на улицах, в магазинах, возможно, предприниматели наконец-то задумались бы над тем, как упростить для нас входы и выходы”, – резюмирует герой программы.

Он с интересом следит за опытом других европейских стран. Испания – один из европейских лидеров в вопросе адаптации городского пространства, общественных заведений под нужды людей с ограниченными возможностями. Общество слепых сделало заботу об инвалидах своей основной миссией: оно сотрудничает с местными властями, добиваясь более комфортных условий для инвалидов.

Хесус Хернандес Галан – директор проекта по связям с городами в рамках фонда. По его словам, при планировании новых кварталов сегодня инженеры и архитекторы учитывают потребности людей с ограниченными возможностями: “Европейские города стараются стать удобнее для инвалидов, но пока они лишь в начале пути. Прогресс есть, но медленный. Нам нужен европейский закон, обязывающий города учитывать нужды инвалидов; необходимо, чтобы страны-члены ЕС взяли бы этот закон на вооружение. Так все страны начнут действовать сообща. Я мечтаю о том дне, когда не нужно будет задаваться вопросом, заказывая гостиницу, а сможем ли туда пройти инвалидная коляска? Ну, мы же не спрашиваем, есть ли в гостинице вода или свет. Так вот должно быть и с пандусами”.

Квартал Вальдебебас в испанской столице – образцовый. Он проектировался и строится в соответствии с планом, который предусматривает потребности и сложности людей с ограниченными возможностями. Выбор материалов, текстуры, цвета – случайностей нет, все служит целям комфортной, безопасной и легко распознаваемой организации пространства.

Тротуары, к примеру, выложены плиткой разного размера. Зачем? Чтобы слабовидящие и слепые могли наощупь распознавать различные препятствия. Там, где можно спокойно идти, – плитка крупная. Она становится мельче – сигнал близких препятствий.

Если в новом квартале разместить такие сигналы-маркеры достаточно несложно, то уже обжитые районы адаптировать к нуждам инвалидов сложнее. Марио ослеп в 18 лет. Он рассказывает, что по центру Мадрида перемещается уверенно лишь в компании собаки-поводыря. А оставаясь один, иногда теряет ориентацию. Например, обычная автобусная остановка для слепого – настоящий лабиринт. Неожиданный проем в стене не позволяет ему определить, что это за конструкция, где у нее вход и выход.

Прозрачная же стенка такой остановки может стать причиной падения для людей, которые видят, но слабо. Они попросту в нее врежутся. Неслучайно поэтому на прозрачные поверхности рекомендуется наклеивать яркие стикеры.

Отсутствие пандусов, лифтов может стоить человеку с ограниченными возможностями карьеры, может грозить социальной изоляцией. Не идет ли речь о скрытой дискриминации? Некоторые специалисты отвечают утвердительно…

Еврокомиссия готовит предложения по директиве, которая в идеале должен сделать все города Старого Света удобными для жизни и перемещения инвалидов.

Елена Галюк

Источник: vchaspik.ua