Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

"На хорошие коляски у инвалидов очередь..."

Эксперты проверили, насколько безопасны и комфортны средства передвижения для людей с ограниченными физическими возможностями.

Печально, что практически все учреждения и заведения не приспособлены для потребностей инвалидов. Хотя бы в поликлиниках должны быть раздвижные двери, но стоят обычные, да еще и открывать их нужно "на себя", что колясочнику сделать не по силам. Недоступны для большинства инвалидов и окошки в регистратурах, банках, тяжело дотянуться до банкомата...

"Кресло, в котором сидит беспомощный человек, постоянно переворачивается!"

Комплексное тестирование инвалидных колясок проводилось с сентября прошлого года по февраль 2009-го в рамках совместного проекта Евросоюза и Сообщества потребителей и общественных объединений вместе с Институтом независимых потребительских экспертиз "Тест" и Винницкой областной общественной организации людей с ограниченными возможностями "Гармония".

В практических исследованиях принял участие Центр реабилитации инвалидов-спинальников "Возрождение-АРС". Коляски проверялись на безопасность, комфортабельность, удобство передвижения и маневренность...

- Я пользуюсь коляской с детства, - говорит глава Винницкой областной общественной организации людей с ограниченными возможностями "Гармония" Раиса Панасюк. - Последние пятнадцать лет не пользуюсь отечественными моделями - из деталей разных колясок, полученных как гуманитарная помощь, мне собрали удобное средство передвижения.

Социальные службы не всегда могут удовлетворить потребности инвалидов в качественных колясках. В некоторых из них даже по ровной поверхности перемещаться тяжело, а о том, чтобы съехать по ступенькам, и речи быть не может. Для каждого спинальника коляска - его жизнь, его единственный способ передвижения. Ведь важно, чтобы коляска проходила в двери и легко каталась по квартире, была устойчивой, несложной в управлении, удобной, немного весила, можно было сесть в кресло самостоятельно.

- К сожалению, инвалид не принимает абсолютно никакого участия в заказе коляски, - сетует руководитель Центра реабилитации инвалидов-спинальников "Возрождение-АРС" Иван Марусевич. - Люди отказываются брать те модели, которые предлагает государство. Представьте, вам нужна коляска высотой 36 сантиметров, а дают вам 52-сантиметровую или наоборот. Спинальнику была нужна коляска с наклонной спинкой, потому что прямо он сидеть не мог. Социальная служба такую коляску ему не выделяла, и доведенный до отчаяния человек начал стрелять в зале суда. Сейчас он находится в местах лишения свободы, а коляска, которую ему наконец-то выдали, ждет его дома, у старой матери ("ФАКТЫ" подробно писали об этом случае. - Ред.)

И это не единственный случай бессердечного отношения к инвалидам. Что уж говорить, если кресло, в котором сидит беспомощный человек, постоянно переворачивается! Я не против отечественных производителей колясок, просто прошу: не делайте их без нас. Зачем изготавливать изделия, которыми потом никто не может пользоваться?

Пока отношение к инвалидам не поменяется, мы будем сгнивать в своих квартирах от пролежней, не имея возможности двигаться. В некоторых городах Украины уже сформировалась очередь на коляски инвалидов, которые умерли. А ведь в этом году будет выделено из бюджета порядка восьмидесяти миллионов гривен на закупку именно неудобных колясок!

"Редко кто из инвалидов может позволить себе купить коляску-трансформер за 10-15 тысяч гривен"

- Чем комфортнее и функциональнее коляски, тем они дороже, причем не на одну тысячу гривен, - объясняет президент Института независимых потребительских экспертиз "Тест" Валентин Безрукий. - К примеру, коляска с ручным приводом и минимумом регулировок и вариантов исполнения обойдется в полторы-четыре тысячи гривен. Коляска-трансформер (еще лучше скутер) стоит 10-15 тысяч гривен. Редко кто из инвалидов может позволить себе купить такое изделие. Большинство же потребителей вынуждены искать коляски подешевле.

Мы решили протестировать самую доступную по цене категорию - коляски с ручным приводом. В тесте участвовало 10 образцов, три из них - отечественного производства (предприятие "Артемсварка", "Искра" и Львовского КЭПСПП), а также изделия из Германии (MEYRA и Ortopedia), Италии (Millenium и VASSILLI), Испании (Sunrise Medical), по одной - из Китая (FS 902 GC) и Тайваня - у этой не было ни номера модели, ни названия производителя.

Инвалиды оценивали удобство спинки, сиденья, подлокотников. Выяснилось, что сиденья многих колясок надо самостоятельно доукомплектовывать подушкой, неудобными оказались подлокотники коляски из Китая, а на подлокотниках итальянской Millenium очень быстро порвалась ткань. Тяжело складывать и раскладывать одному человеку изделия MEYRA, "Искра" и Львовского КЭПСПП. Однако важно то, что все модели оказались устойчивыми.

Испытатели легко садились и вставали из кресел, не было и замечаний к передвижению вперед и назад. Но при попытках преодолеть препятствия, при поворотах и разворотах во многих случаях были отмечены затруднения. Значительное усилие необходимо прикладывать, чтобы затормозить.

Проанализировав все полученные результаты, оценку "отлично" решено было поставить двум образцам: Sunrise Medical и VASSILLI. На "хорошо" себя показали коляски "Артемсварка", "Искра", MEYRA, Millenium New OSD и Ortopedia. Самый дорогой образец - коляска Львовского КЭПСПП - получила оценку "удовлетворительно", а самую дешевую коляску - "безымянную" из Тайваня и китайскую оценили "очень плохо".

Многие коляски, особенно импортного производства, в Украине продают несколько компаний, и цена изделия в разных магазинах может отличаться на треть. А это не такие уж маленькие деньги, особенно для инвалидов. Поэтому не стоит жалеть времени на изучение ассортимента магазинов.

Дария Дубницкая

Источник: facts.kiev.ua