Архив:

Битва за место под знаком

В законе о защите инвалидов сказано, что им должно быть выделено 10 % парковочных мест. Но про то, кто за этим должен следить, не сказано ни слова. Вечер выходного дня. Для жителей мегаполиса уже норма проводить его в торговых комплексах. Шумно, толкучно, с элементами соревновательности: за парковочное место, тележку, свободную кассу. Для Марии Баланюк состояние готовности к борьбе — перманентное. Ее семилетняя дочь Даша инвалид с детства. А значит, приходится каждый день сражаться за жизнь, достойные условия существования, а сегодня еще и за парковочное место, положенное Марии по закону.

«Я сама не инвалид, но я связана по рукам и ногам и оказываюсь таким же ограниченным человеком, как и моя дочь», — делится Мария. Она одна воспитывает дочку, и чаще всего ребенка не с кем оставить даже на час.

Поэтому в магазин Мария едет вместе с Дашей, спящей на переднем сиденье. Парковка поближе ко входу в магазин для матери с ребенком-инвалидом не прихоть, а экономия сил и нервов.

Сегодня удачный день. Из семи мест для инвалидов, выделенных на парковке ТК «Гулливер», одно оказалось свободным. Мария радостно его занимает. Ее машина становится единственной в этом особом ряду, на которой есть наклейка «Инвалид».

Желто-черное изображение человека в коляске легко найти в интернете и распечатать. Да оно и не является доказательством, что за рулем или на пассажирском месте инвалид. Согласно ПДД, наклейка — мера не обязательная. Главное — наличие справки МСЭК об инвалидности, которую ее хозяин всегда должен иметь с собой. Если сам инвалид не за рулем, водитель, перевозящий его, имеет право на специальное парковочное место. Но Мария уверена, что никаких справок у автовладельцев рядом стоящих машин скорей всего нет: «Я не первый раз здесь, и то, что одно свободное место все-таки осталось, удача, особенно если учесть, что сегодня воскресенье».

Закон о «Социальной защите инвалидов в РФ» был принят еще в 1995-м. О его 15-й статье («Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры») на парковке ТК напоминают разметка на асфальте, знаки «Парковка для инвалидов» и таблички с предупреждением о том, что штраф за нарушение правил парковки от 3 до 5 тысяч. Охранники на то, кто где паркуется, внимания не обращают, а машины на «инвалидных» местах меняются быстро.

Начальник охраны ТК Сергей Абазян только разводит руками. У него возможности ограниченные, даже справку или документы спросить не имеет права. «Мы должны следить за порядком на парковке, но полномочий влиять на недобросовестных водителей у нас нет», — уверяет Сергей. По закону о «Частной детективной и охранной деятельности» ему и его коллегам «предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка». Обязательности исполнения в этой фразе нет, поэтому периодически охрана ТК «Гулливер» вызывает сотрудников ГИБДД, которые приезжают, если есть свободный наряд.

Охранники тщетно пытались по громкоговорителю вызвать к машинам нарушающих закон водителей. Если те появлялись — просили мнимых инвалидов убрать машину. В ответ обычно получали ругань и фразы «я вообще на голову больной» или «у меня знакомый в полиции».

Понаблюдав за всем происходящим, Мария Баланюк предложила позвонить в ГИБДД: на ее месте мог бы оказаться кто-то другой, а закон для всех один.

Внезапно появляется администратор торгового комплекса, которая представляется Яной Николаевной. Она не отвечает за парковку (вообще-то она системный администратор), но внезапно берется лично решить проблему Марии. Яна Николаевна указывает на боковой фасад торгового комплекса. Он весь в строительных лесах, но возле него Марии Баланюк разрешается парковаться, правда когда стройка закончится. Яна Николаевна стремительно решает проблему и так же стремительно уходит, не сказав ни фамилии, ни телефона, ни когда ремонт фасада закончится. Даже если Мария сумеет ее найти, чтобы еще раз получить «личное разрешение», всем остальным инвалидам от этого ни жарко ни холодно

Машины тем временем продолжают сменять друг друга прямо под табличкой с надписью о штрафах. К концу рабочего дня появляются сотрудники ГИБДД, выписывают максимум три-четыре штрафа, сетуют на беспомощность охраны и уезжают.

В законе о защите инвалидов сказано, что им должно быть выделено 10 % парковочных мест. Большинство организаций послушно разрисовали свои парковки специальными знаками (даже если на парковке несколько тысяч мест и сотни инвалидов туда не приезжают никогда). В законе сказано, что их «не должны занимать иные транспортные средства». Но про то, кто за этим должен следить, не сказано ни слова.

Получается, виноваты водители, которые занимают чужие места. Они, конечно, негодяи, но когда кругом 200 мест зарезервировано под инвалидов, а кругом ни инвалидов, ни порядка, легко отмахнуться: вон сколько места кругом, всем хватит. Было бы у входа отведено 10–15 самых удобных мест, которые всегда свободны, возможно, был бы и прок.

Конечно, ГИБДД проводит рейды, а фотографии непорядочных автомобилей появляются на досках позора в интернете, но это все разовые мероприятия. Никакой систематической работы с нарушителями не ведется, да в законе она и не прописана.

Директор общества защиты прав автолюбителей Дмитрий Капустин уверен, что доски позора результатов не принесут. «Если бы у нас грамотно работала система видеонаблюдения, проблема решилась бы. Нарушение сразу же регистрируется видеокамерой, и вот штраф уже летит нарушителю», — заверяет Дмитрий Вадимович.

Кстати, на сайте ГИБДД даже висит напоминание о существовании парковочных мест для инвалидов, штрафов и просьба: «Будьте внимательны и корректны по отношению к людям с ограниченными возможностями и не занимайте парковочные места, предназначенные для них». Вопрос только, как часто мы заходим на сайт ГИБДД, чтобы почитать такие объявления.

Мария Габелия

Источник: www.novayagazeta.spb.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ