Архив:

На деревню дедушке...

Большинство электронных писем к чиновникам пропадают без вести

Момент, когда электронный документооборот станет неотъемлемой частью деятельности чиновников, не за горами. Поэтому они уже должны быть во всеоружии. Здесь также очень важен вопрос открытости людей, занимающих различные должности на государственной службе. Диалог с ними посредством Интернета, по идее, должен широко «распахнуть» двери кабинетов. Как все это будет на самом деле – большой вопрос. Какие-то выводы можно делать только, основываясь на конкретных фактах. Поэтому мы продолжаем «проверять» готовность госслужащих к взаимодействию с гражданами при помощи ресурсов «Всемирной паутины».

Письмецо без конверта

Давайте смоделируем ситуацию, когда человек по тем или иным причинам не может попасть в министерство или ведомство. А препятствий может быть много: отдаленность местонахождения, инвалидность, да, наконец, с работы не отпускают. Что же делать? Проблема-то не терпит. В таком случае, как нам думается, и как не раз заявляли представители власти, на помощь гражданам должна прийти электронная почта, которая есть у всех государственных структур.

Согласитесь, на первый взгляд, штука довольно-таки удобная, ходить никуда не надо, на конверты тратиться тоже нет необходимости. Главное, чтоб под рукой был Интернет. Но готовы ли чиновники в наших министерствах вести такой диалог? Как говорится, не проверишь, не поймешь.

Министерства

Посмотрим, возможно ли достучаться до должностных лиц, отправив им письмо по E-mail. Решено было начать с министерств. Составляем простые вопросы, ответы на которые не потребуют много времени у человека, отвечающего за работу электронной почты. Например: «Здравствуйте, из-за удаленности местонахождения я не могу попасть на прием в Ваше Министерство. Скажите, пожалуйста, можно ли задать вопрос министру, его заместителю или другому компетентному специалисту, используя этот адрес электронной почты? В какие сроки можно получить ответ? Можно ли отправлять в министерство документы в электронном виде, используя этот почтовый адрес?» Отсылаем письмо по адресам, которые опубликованы на сайте правительства и ждем ответа.

Сразу же приходят несколько уведомлений, которые сообщают о том, что получатели не найдены. Значит, информация об их координатах устарела. Считаем «потери», выходит «минус два». Не будем говорить, к каким министерствам это относится. Главное, что большинству вопросы отправлены.

Первым ответило Министерство образования и науки, но от этого легче на душе не стало. Ответ был лаконичным и несколько странным: «ул. Калинина, д.1 Б, 2 этаж (Машзавод)». Чтобы понять всю его абсурдность, нужно вернуться к нашему вопросу. Интересно, прежде чем отправить сообщение, его автор хоть прочел, о чем у него интересуются? Скорее всего, нет. Иначе, как объяснить тот факт, что мы говорим о невозможности прибыть в министерство, а нам отписывают его адрес. Как говорится, первый блин – комом. Ждем дальше.

Только к вечеру электронный ящик пополнился еще одним письмом из госоргана. Речь о Минкультуры. Здесь специалист подошел со всей серьезностью к изучению заданного вопроса. Полученные разъяснения можно смело назвать вполне удовлетворительными. Дабы не быть голословными, процитируем их: «Здравствуйте! По этому электронному адресу Вы можете задать свой вопрос. По его сути мы определим, какой специалист Вам может помочь. Скажите, где Вы находитесь?»

На этом ответы из министерств в первый день «проверки» закончились. Не густо.

Агентства

Двигаемся дальше. Теперь задаем тот же самый вопрос по электронной почте в различные правительственные агентства. Полученный результат говорит, что здесь ситуация выглядит гораздо лучше. Первым ответили из Агентства по гражданской обороне, защите населения и территорий от ЧС и спасения на водах. В сообщении говорилось, что их электронный адрес предназначен для внутри и межведомственной переписки. Запрос или документы нужно отправлять только для конкретного специалиста.

В Агентстве по ЖКХ, в свою очередь, объяснили, что вопросы можно отправлять им по почте. Ответов придется ждать в течение 30 дней со дня поступления обращения. Но самое содержательное письмо пришло из Агентства по внешнеэкономическим связям. В нем говорилось, что запрос в этот орган можно отправить по электронной почте. Его передадут директору, после резолюции которого, за дело примется исполнитель. Срок - месяц. В исключительных случаях он может быть продлен или сокращен. Дальше разъяснялось, что «такое обращение должно содержать наименование государственного органа или должностного лица, которому оно адресовано. В нем должна быть изложена суть вопроса, прописана фамилия и имя обращающегося, почтовый адрес заявителя (местожительство), электронный адрес (e-mail), контактный телефон, а также дата». Вот он развернутый и всем понятный ответ.

Муниципалитеты

На этом наша «проверка» не закончилась. На следующий день, «откопав» в Интернете адреса электронных почт пяти администраций районов, а это было сделать не так просто, отправили туда свои вопросы, а также послали их в мэрию Кызыла. Предыдущий опыт показывал, что в большинстве случаев наивно ждать оперативного ответа. Хотя присутствовала уверенность, что администрация столицы Тувы среагирует быстрее всех. Но не тут-то было.

Первым удовлетворил наш интерес Пий-Хемский район. Порадовал тот факт, что ответ опять оказался достаточно полным и понятным. Из него следовало, что E-mail муниципалитета предназначается «для отправки и получения электронных документов». Поэтому граждане могут смело воспользоваться им, преследуя подобные цели. Что же касается вопросов к руководству района, то их можно задать по телефону в приемной, номер которого был тоже любезно предоставлен. Затем ответом порадовала мэрия Кызыла. Из него следовало, что руководству города можно задать вопрос по электронной почте.

И это были единственные «лучики в темном царстве». Остальные адресаты в течение двух суток отмалчивались. Забегая вперед, скажем, что не было получено от них никаких разъяснений и в последующие дни. Не было их и от не ответивших нам ранее министерств и агентств.

Только 7 из 25

Теперь уже можно подвести итоги «проверки». А они оказались неутешительными. Было отправлено около 25 писем: во все министерства, кроме МВД, мы еще написали в пять из семи агентств, а также в администрации пяти районов и Кызыла. Ответы удалось получить только в семи случаях, получается, более 70% электронных сообщений «пропали без вести» и судьба их неизвестна. Может, обстоятельства так сложились, что их просто не заметили, либо поленились заметить, а может быть, нечаянно удалили, или еще чего произошло.

Если не иронизировать, то выходит, что часто, даже на простые вопросы, которые не требуют согласования с руководителем, получить ответы по E-mail в первые несколько дней не представляется возможным. В этих случаях диалог с чиновником «умирает в самом зачатке», благодаря госслужащему, отвечающему за переписку по электронной почте.

Осталось непонятным и то, какую функцию она должна выполнять в государственном органе. Где-то E-mail используется для внутреннего и межведомственного взаимодействия, где-то принимает только документы, а где-то и документы и наши с вами обращения с заявлениями.

Пока же ясно только одно. Лучше лично обращаться к большинству чиновников Тувы, отстаивая очереди, нежели использовать Интернет. Печально, но факт.

Д. Соин

Источник: plusinform.ru