Архив:

На откуп черным риелторам

Готовящиеся поправки в Гражданский кодекс позволят мошенникам завладеть квартирами душевнобольных граждан. Российское правительство намеревается предоставить лицам с психическими расстройствами право самостоятельно заключать сделки и совершать иные юридически значимые действия. Такие поправки планируется внести в ст.29 Гражданского кодекса. Поправки, на словах призванные искоренить дискриминацию и нарушения прав лиц, имеющих психические недуги, на деле могут обернуться массовым отъемом квартир у граждан, ныне считающихся недееспособными.

По замыслу правительства, сделки теперь сможет совершать не только опекун гражданина, признанного недееспособным из-за психического расстройства, но и сам душевнобольной, отвечая за такие сделки собственным имуществом. Степень свободы человека будет определять суд при принятии решения о признании гражданина недееспособным. При этом подать заявление в суд о такого рода частичной реабилитации сам больной не сможет — это право будет у членов его семьи, опекунов и органов опеки и попечительства.

Признать человека недееспособным или ограниченно недееспособным может только суд, в который заинтересованная сторона подает соответствующее заявление. В качестве заинтересованной стороны могут выступить, например, родственники больного (жена, дети, родители), которые понимают, что болезнь прогрессирует, а человек своими действиями может нанести себе и им имущественный вред. К примеру, может продать квартиру за неадекватную сумму случайному знакомому. Для подачи заявления должны быть веские основания, просто показать на человека пальцем и сказать, что он болен, нельзя — нужны доказательства, как письменные, так и свидетельские. Если судья сочтет доказательства достаточными, он, не являясь, естественно, специалистом по психиатрии, вынесет постановление о проведении психолого-психиатрической экспертизы.

В государственном Институте законодательства и правоведения, который готовил первую версию президентских правок в ГК, поправка о правах душевнобольных была разработана Минюстом после принятия Конституционным судом решения по делу инвалида детства Ирины Деловой, живущей в психоневрологическом интернате в Санкт-Петербурге.

В 2010 году Делова была признана недееспособной и лишилась возможности распоряжаться своей пенсией, хотя была в состоянии принимать решения на уровне бытовых сделок. Этим летом Конституционный суд рассмотрел заявление Деловой и решил, что до 1 января 2013 года необходимо внести поправки в законы. В КС считают, что права душевнобольных надо дифференцировать в зависимости от фактической способности понимать значение тех или иных действий.

Эксперты указывают, что разработанные Минюстом поправки не содержат дифференцированной в зависимости от заболевания системы правомочий душевнобольных. Все обязанности перекладываются на суд, который должен будет оценивать степень психического расстройства и устанавливать на этом основании перечень действий, которые сможет совершать человек. Это расширяет коррупционные перспективы для сделок по продаже имущества психически больных людей в целом и для российских судов в частности.

Получив информацию из районной поликлиники об одиноких «дееспособных» инвалидах, черные риелторы «помогут» совершить сделки по отчуждению принадлежащих им квартир. А коррумпированность российских судов только вырастет. По данным проекта Bribr.org, на судебную систему приходится примерно 8% российских взяток. Ресурс corrupcia.net приводит примерные суммы «отступных»: в судах общей юрисдикции по гражданским делам на взятки приходится от 50 тыс. до 2,5 млн рублей в зависимости от региона и вопроса иска; решения по уголовным делам обходятся дороже — от 100 тыс. до 10 млн рублей, а в арбитраже в конвертик кладут порядка 10% от исковых требований.

Если разработанные Минюстом поправки будут приняты, в накладе останутся только больные. Когда б они имели здоровую психику, никогда бы не приняли подобных законов, которые приходят на ум «светлым головам» в министерствах и ведомствах.

Но вернемся к законопроекту, предлагаемому правительством. Согласно документу, сделки, в том числе с недвижимостью, смогут заключать не только опекуны граждан, признанных недееспособными в следствие психического расстройства, но и сами эти граждане. Перечень сделок, впрочем, будет определять суд при вынесении решения о признании гражданина недееспособным.

При этом, отмечается в документе, сам душевнобольной не сможет подавать в суд заявление о своей частичной реабилитации — это смогут делать лишь члены его семьи, опекуны или органы опеки и попечительства.

Как пояснили «Известиям» в государственном Институте законодательства и правоведения, в недрах которого готовилась первая версию поправок в ГК, подобную норму было решено ввести после принятого Конституционным судом решения по делу Ирины Деловой.

Инвалид детства Ирина Делова, находящаяся в психоневрологическом интернате в Санкт-Петербурге, в 2010 году была признана недееспособной и лишилась возможности распоряжаться своей пенсией. При принятии решения об этом суд опирался на формулировки действующего ГК, которые подразумевают только полное признание гражданина недееспособным. Эксперты же признали, что Делова в состоянии принимать решения на уровне бытовых сделок.

По утверждению адвоката Деловой Дмитрия Бартенева, его доверительница всю жизнь распоряжалась своими деньгами, была в состоянии покупать продукты, одежду, обувь, делать подарки близким.

Доводы были приняты судом, который признал, что нынешние нормы ГК ущемляют права лиц, признанных недееспособными, а потому до 1 января 2013 года необходимо внести поправки в законодательные акты «в целях наиболее полной защиты прав и интересов граждан, страдающих психическими расстройствами».

По мнению судей Конституционного суда, права граждан с психическими отклонениями следует дифференцировать в зависимости от фактической способности понимать значение тех или иных действий.

Тем не менее, считают опрошенные изданием эксперты, в случае принятия таких поправок, имущество недееспособных граждан может оказаться под угрозой.

Так, по мнению руководитель практики частных клиентов юридической фирмы ЮСТ адвоката Татьяны Стариковой, законодатель не потрудился создать дифференцированную в зависимости от заболеванию систему правомочий душевнобольных, переложив вэту обязанность на плечи судей, которым предстоит оценивать степень психического расстройства и устанавливать на этом основании перечень действий, которые сможет совершать человек.

По мнению Стариковой, готовящиеся поправки в ГК - «отписка законодателя», который просто не мог не отреагировать на поручение Конституционного суда.

В числе возможных последствий принятия этих норм не только запрет родственникам или опекунам на оплату лечения из средств недееспособного гражданина, но и активизация черных риелторов.

Для мошенников не составит труда получить из районной поликлиники информацию о недееспособных одиноких гражданах. После этого тем или иным способом они «помогут» инвалиду совершить сделку по передаче или продаже за бесценок своей квартиры черным риелторам.

По мнению исполнительного директора Общественного антикоррупционного комитета Дмитрия Пакка, поправки дадут дополнительный простор для коррупции. По его словам, найдется немало предпринимателей, которые поспешат воспользоваться открывшимися в законодательстве лазейками, которых и без того хватает.

«Это позволит, например, совершать сомнительные сделки по продаже того или иного имущества, используя при этом граждан с психическими отклонениями, как пешки. Ведь даже если такая сделка будет признана ничтожной, уголовная ответственность им не грозит. Его неприкосновенность останется, а функционал расширят», - пояснил эксперт «Известиям».

В связи с этим вырастет и коррумпированность российских судов, уверен Пакка. Ведь решение о перечне разрешенных сделок, которые имеет право совершать недееспособный гражданин, будет принимать именно суд.

Виталий Рыжов

Источник: km.ru, argumentiru.com

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ