Архив:

Лекция с зеркалом

С 1992 года в МГТУ имени Н.Э. Баумана получают высшее образование и слабослышащие студенты. После трёхгодичного спецкурса в Головном учебно-исследовательском и методическом центре профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья при МГТУ молодые люди с ограниченными возможностями продолжают обучение в общих группах.

Здесь всё не так, как в обычном вузе. Зеркальные стены, новейшие мониторы на партах. Слабослышащим студентам гораздо труднее, чем ребятам из обычной группы, потому что, изучая математику, сопромат и другие предметы, они каждый раз преодолевают привычное для себя состояние безмолвия: учатся «слышать» преподавателя и говорить с ним не только с помощью языка жестов, но и речью. Преподаватель записывает формулы на доске, при этом он продолжает «общаться» с аудиторией при помощи зеркала. Вот для чего нужны зеркала, развешанные не только в классах, но и в коридоре учебного центра: они помогают читать по губам и позволяют полностью сконцентрироваться на учебном материале. Студенты видят, что происходит вокруг, и могут не опасаться, что кто-то внезапно подойдёт и отвлечёт от дела.

Сегодня здесь обучаются 219 слабослышащих студентов. «Уровень подготовки у всех разный», – рассказывает заместитель директора центра кандидат технических наук Вячеслав Крикун.

Каждому студенту здесь не только выдают слуховой аппарат, но и учат им пользоваться. Без привычки это всё равно что попасть на шумный восточный базар и попытаться расслышать в этом гвалте нужную информацию. Все практические занятия в центре проходят в радиоклассах, оснащённых fm-системами с частотной модуляцией. «Они создают такое же восприятие звука, как будто вы говорите студенту на ухо с расстояния двух сантиметров, – объясняет Вячеслав Крикун, – такую речь слышат все, ведь вопреки расхожему мнению абсолютно глухих людей не бывает».

Первые три года студенты с ограниченными возможностями обучаются в отдельных малочисленных группах – по 8–12 человек в каждой. Получается, что за три года они проходят два курса института и дополнительные дисциплины по социальной и профессиональной интеграции. После окончания спецкурса студенты распределяются по трём факультетам и наравне с обычными студентами осваивают одну из восьми инженерных специальностей.

Если у слабослышащего студента возникают какие-то проб­лемы с выполнением домашнего задания, он обращается за помощью к тьюторам, среди которых немало студентов-старшекурсников. Один из них, четверокурсник Койфман, оформ­лен в штат учебного центра и получает за свою работу зар­плату. «Учиться в нашем вузе сложно, но для студентов с ограниченными возможностями здесь созданы все необходимые условия», – говорит он.

Сегодня выпускники Бауманки востребованы на предприятиях оборонного комплекса и во многих других компаниях. По словам преподавателей центра, они спокойны за будущее своих студентов, ведь это классные специалисты.

Инклюзивная программа включает в себя не только изучение технических дисциплин, но и занятия по социальной адаптации.

Мнение

Олег Смолин, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию, фракция КПРФ:

«По оценкам Минобрнауки, в полной мере доступная среда для людей с ограниченными возможностями создана лишь в пяти процентах российских вузов, частично приспособлен для обучения инвалидов каждый пятый. Конечно, это далеко от желаемого, но, я думаю, не надо ставить задачу, чтобы людей с ограниченными возможностями могли принять 100 процентов высших школ. Достаточно того, чтобы это могла сделать основная часть вузов в крупных городах. Когда этого удастся добиться? Тут всё зависит от денег. Пока что мы имеем бюджет 2013–2015 годов, согласно которому в 2015-м российскому образованию будет выделено на четверть меньше средств, чем в 2012-м. К реализации идеи доступной среды это отнюдь не приближает. Какие моменты необходимы для инклюзивного обучения инвалидов ещё? Я бы отметил выплату социальной стипендии, которая была бы не ниже прожиточного минимума работающего человека, плюс возможность получать академическую стипендию за успехи в учёбе. Каждому студенту с ограниченными возможностями необходимо за счёт государства купить специальный ноутбук».

Владимир Бурматов, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию, фракция «Единая Россия»:

«Как показывает практика, в первую очередь нужно думать не только о выделении средств для создания доступной среды в вузах, но и о контроле над расходованием этих денег. К примеру, сейчас я готовлю обращение в Генеральную прокуратуру и ­Минобрнауки по поводу Челябинского государственного университета. Несколько лет этот вуз позиционировал себя как региональный флагман по инклюзивному образованию инвалидов, демонстративно гордился тем, что внедрил программу по созданию доступной среды. Под эту программу ему, заметим, выделялись деньги. А после совершенно неожиданно выяснилось: ни один из корпусов университета для приёма людей с ограниченными возможностями не адаптирован».

Светлана Заверняева

Источник: pnp.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ