Архив:

Он сказал: "Поехали"

Ветеран афганской войны благовещенец Анатолий Шаповалов учит людей с ограниченными возможностями водить автомобиль. "Нет, ты смотри, - улыбается в усы Анатолий, наблюдая за излишним лихачеством одного из своих подопечных. - Вот куда так разогнался, только вчера за руль сел. Пойду, сделаю замечание." Слово «пойду» из уст инструктора звучит несколько необычно - у Анатолия Шаповалова нет ног. Совсем нет. Но он действительно пошел.

По-своему, конечно, но по-другому никак. Метров пятьдесят преодолел быстрее чем за минуту, показал водителю, что нужно остановиться, сделал внушение, поинтересовался, все ли в порядке с управлением, и вернулся на наблюдательный пост, ловко забравшись на «высокую» скамейку. «Они у меня молодцы, - говорит, - еще немного потренируемся на учебной площадке, а потом и в город. Будут ездить не хуже остальных. А может, и лучше. Эти люди уже хлебнули горя, знают цену жизни и здоровью».

Герой

В 1984 году вернулся Шаповалов на родину инвалидом - серьезное ранение, ампутация. Едва пролечившись в госпитале, Анатолий решает во что бы то ни стало сесть за руль. Автомобиль для него - это единственный путь к свободе. В восьмидесятых еще работала советская система социальной защиты, тогда еще выделялись пусть плохонькие, но все же - автомобили, только сдай на права.

- Помню, пришли ко мне домой ребята из горкома партии, кажется, - вспоминает афганец. - Поговорили, пообещали помочь. Они связались с начальником ГАИ, тот поручил меня сержанту, фамилию запамятовал, но звали точно Сергеем. Сержант нашел инвалида, который управлял «Запорожцем» с ручным управлением, и попросил позаниматься со мной. Три дня, пока осваивал новые рычаги, мы катались по проселкам, а потом и по городу. Машин тогда было меньше, да и водители ответственнее, не то что сегодня. Когда понял, что созрел до экзаменов, позвонил Сергею и уже на следующий день сдал и теорию, и практику.

В тот самый день Анатолию вручили ключи от новенького «Запорожца» бордового цвета, даже не бордового, поправляется он, а терракотового. Это была победа! Теперь любые расстояния для него были нипочем. За четыре года Шаповалов накрутил на одометре своего «терракотового друга» сто тысяч километров, мотался к дядьке в Белогорск, на рыбалку, с семьей на природу выезжал, в общем, в передвижениях себя не ограничивал. Позже друзья подарили ему новенькую «восьмерку», и нужно было серьезно подумать, как сделать ее «ручной». Сел за чертежи, рисовал, изобретал... И, когда понял, как и что все должно быть устроено, заказал детали товарищам, работавшим в экспериментальном цехе электроаппаратного завода.

- Что там и говорить, - продолжает Анатолий. - «Жигули» - не «Запорожец». Намотал я на «восьмерке», не поверишь, миллион километров. Может, чуть больше. На восьмистах тысячах заклинило счетчик, так что точно сказать не могу. Много таксовал, потом мотался по всей области - товар возил... Зарабатывал как мог. Двигателю пять раз капитальный ремонт делал, коробку ремонтировал. Но всему есть предел, даже железу, когда на «восьмерке» не осталось живого места, сдал на металлолом. Жаль, конечно, было, но куда деваться.

Вскоре у нашего героя появится новая «Ока», а потом друзья подарят ему иномарку, которую Анатолий так же легко переделает под себя. Как сам признается, на «японке» ездить намного проще: коробка-то - автомат, но все больше приходится пользовать «Оку». «Это не просто машина, - говорит, - а мастерская на колесах». Последние несколько лет Шаповалов занимался ремонтом автомобилей, по большей части, именно марки «Ока». К нему обращаются люди, и он никому не отказывает. Он досконально изучил это чудо техники и за несколько часов может разобрать машину до винтика, починить и собрать.

- Один клиент три раза за год обращался, - улыбается, - все со сцеплением у него проблемы. Ну ладно, первый раз он просто диск стер - поменял. Приезжает снова, говорит, опять сцепление не работает. Спрашиваю, мол, не буксовал? Отвечает, что двухтонный автобус из грязи вытаскивал! Людям, конечно, помогать в трудной ситуации нужно, но не на «Оке» же автобусы таскать. Отремонтировал. Приезжает снова - опять сцепление. На этот раз он дергал тросом бетонные столбы и на дачу их возил.

Курсанты

А недавно на Шаповалова вышли сотрудники автошколы ДОСААФ и предложили работу инструктора вождения. Ему сказали, что открыто областное финансирование, получена лицензия по части ГИБДД, вскоре будет приобретен оборудованный автомобиль, сформирована группа и его задача - практическое обучение. Неожиданный поворот в жизни! Давно Анатолию никто и ничего не предлагал. Он согласился. Почему бы и не попробовать, сам ведь научился управлять автомобилем без ног, значит, и других сможет научить. Сможет подарить свободу людям, в которой они обреченно ограничены по состоянию здоровья.

Ученик автошколы Руслан Исаченко ждал этого дня двенадцать лет, с тех самых пор, как в новом веке на инвалидов у государства стало не хватать денег. Во всяком случае, обучиться вождению и сесть за руль не представлялось ни малейшей возможности. Он писал письма президенту Медведеву, он обращался в ГАИ, в соцзащиту. Но вряд ли были прочитаны его письма и услышаны просьбы. Хотя Руслан уверен, что его усилия все же не были тщетными.

Свершилось (!) - сегодня он курсант, сегодня он не только изучает правила дорожного движения, но уже накручивает первые круги по автодрому. У Руслана с рождения отсутствует кисть правой руки, но при помощи протеза он легко справляется с управлением автомобилем.

У Константина Егорова - ДЦП, одна нога короче другой, но и это заболевание не является ограничением для поступления в автошколу. Косте сложнее, нежели Руслану, скорее всего, у него будет больше часов вождения, но и только.

- Сегодня в школе занимается одиннадцать инвалидов, - наблюдая за вождением Руслана, говорит Анатолий Шаповалов, - у каждого свои недуги, у одних проблемы с ногами, у других с руками, поэтому управление автомобилем подстраиваем под каждого. Если можно, то передайте огромное спасибо работникам центра реабилитации инвалидов, которые помогают нам с изготовлением всевозможных приспособлений. Без этих протезов многим было бы очень сложно учиться. А может, и вовсе невозможно. Хорошие там люди работают, грамотные и отзывчивые.

Проблемы

Как показывает практика, в обучении есть сложности и иного плана. По словам начальника Благовещенской школы ДОСААФ Владимира Банышева, серьезная проблема состоит в том, что нет сформированной группы данной категории людей, как то должно быть.

- Информация о курсах прошла по всем средствам массовой информации, - говорит Владимир Алексеевич, - и люди стали просто к нам приезжать. Поодиночке. Со всей области. Мы никого не отправляем обратно, пристраиваем в уже сформированные группы, но это не совсем правильно. Ведь новичкам приходится вникать в суть, выражаясь образно, на середине материала. Да и преподавателям приходится отвлекаться на новичков. По-хорошему, вначале нужно определиться с составом группы, то есть собрать всех вместе, заселить в общежитие тех, кто в нем нуждается, и тогда уже начинать. И выпускать - тоже всех вместе, а не поодиночке, как сейчас. О таком подходе со стороны соцзащиты и шла речь, но, увы, пока работаем так. Надеюсь, со временем все наладится.

Есть и еще одна серьезная проблема, но ее можно решить лишь на федеральном уровне. Это обязательность обучения и сдачи экзаменов по вождению исключительно на автомобиле с механической коробкой передач. С большой долей вероятности можно предположить, что эта норма рождена еще в умах депутатов Верховного Совета Советского Союза, но за десятилетия не подвинулась в сторону здравого смысла и целесообразности ни на йоту.

- Лично мне непонятно, почему до сих пор работает эта норма, - продолжает Анатолий Шаповалов, - ведь обучиться на «автомате» значительно проще. Физически проще. Тем более - людям с ограниченными возможностями. Взять, к примеру, Руслана Исаченко. По сути, на «автомате» ему вообще не нужно никакого дополнительного оборудования. Он сдаст на права, сядет в свой японский автомобиль и поедет. И так многие из наших курсантов. Зачем людям усложнять жизнь, им и без того непросто...

Требование, действительно, абсурдное, тем более, если учесть, что оте­чественный автопром сегодня вообще не выпускает автомобили для инвалидов. Единственную «Оку» с ручным управлением сняли с производства еще лет пять назад, а замены ей так и не придумали. Зато появилась возможность приобретать специальное оборудование и оснащать им абсолютно любой автомобиль, что называется, индивидуально под себя. Как видится, при таком раскладе вещей выбор в пользу «автомата» очевиден. Увы, но пока все так, как много десятилетий назад было прописано в советских инструкциях. Когда появятся новые законы, никто не знает. Во всяком случае, об этом ничего не слышно и даже не идут разговоры.

- …Костя, твоя очередь, готовься, - обращается инструктор к своему воспитаннику, - сейчас подойду.

Уже через минуту Анатолий Шаповалов говорит свое «поехали», и «Ока» плавно трогается с места… Через месяц - может, чуть позже - Костя обязательно сдаст на права. Дома в гараже его ждет отцовский «Москвич». Слишком давно ждет.

Юрий Мостославский

Источник: blag.mk.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ