Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

"Иногда я слово "смирение" заменяю на "терпение", так как в нем заключается надежда"

О том, к какому смирению призывает Церковь родителей детей с ограниченными возможностями, мы поговорили с несколькими священниками.

Не новость, что для родителей ребенка-инвалида чуть ли не каждый день наполнен борьбой – за здоровье, а то и за саму жизнь этого маленького человека. Часто в нашей стране это еще и борьба за гражданские права детей и их родителей. Несовершенство российского законодательства, произвол медицинских работников и чиновников – обо всем этом хорошо известно уже не только людям, кого проблема инвалидности касается напрямую.

Кажется, человек, столкнувшийся с такой бедой, как болезнь своего ребенка, должен почувствовать особую нужду в Божией помощи. И действительно, среди родителей детей-инвалидов немало людей верующих. Что же касается отношения к православной церкви, то здесь можно наблюдать те же процессы, что и в остальном обществе.

В нынешнее сложное время поверхностные представления о Церкви, распространенные среди обычных постсоветских граждан, дают о себе знать. И среди родителей детей-инвалидов можно встретить немало тех, кто к русской православной церкви относится скептически и даже настороженно.

У некоторых таких людей при всем этом дома можно увидеть иконы. Одна мама ребенка с тяжелыми физическими и умственными нарушениями сформулировала свое отношение так: «Нас сейчас подсаживают на Церковь. Нам нужно бороться, а Церковь учит смирению, то есть, по ее мнению мы должны просто сосуществовать с таким ребенком, удовлетворяя его элементарные потребности, и послушно терпеть все, что нам предлагает общество». Прокомментировать подобное высказывание мы попросили некоторых священнослужителей, их высказывания и предлагаем вам.

Протоиерей Вячеслав Харинов, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Шпалерной улице:

- Даже не дерзну комментировать, как соотносится жизнь борющихся за здоровье своих детей родителей и учение о смирении – это они должны быть преподавателями смирения. Я могу только признать их образцами нравственного поведения. Вы возмутились словом «подсаживают», а я думаю, что это очень правильная формулировка. Действительно, подсаживают. Потому, что на центральных каналах телевидения имеет место неграмотная интерпретация церковной жизни. Безграмотными, не знающими Церковь людьми делаются репортажи о несущественных, неважных вещах. В этих репортажах Церковь показывается очень поверхностно. И у людей нецерковных (а именно им предназначены эти репортажи), создается болезненное впечатление.

Церковь, которая делает колоссальную диаконическую работу, интерпретируется, как собрание праздношатающихся людей, которые наживаются за счет прихожан – глупость полная. Ни культурная, ни учительская функции Церкви не рассматриваются. Разве что учительство подается в каком-то смешном виде. Нас «подставляют» в известном смысле. Я понимаю, что эти программы смотрят в основном люди нецерковные и видят карикатуризированную Церковь.

И не надо смешивать одно с другим. Причем здесь смирение? Наоборот, Церковь готова призвать всех к тому, чтобы люди, имеющие те или иные недуги, были уравнены в правах с остальными гражданами. Если говорить о смирении в этом контексте, то смиряться тут должны не больные и те, кто за ними ухаживает, а здоровые и благополучные. От последних требуется смирение принять больного человека, как равного себе, пожертвовать чем-то, дабы больной не нуждался.

Иерей Михаил Владимиров, старший священник храма Св. Димитрия Ростовского на подворье Тихвинского Богородичного Успенского Мужского монастыря:

- Отличие инвалида от условно здорового в первую очередь состоит в том, что на него и на его близких обрушилась так называемая правда жизни. А правда жизни, как говорят об этом христиане, в том, что мы все больны. И мы все умираем – стопроцентная смертность на планете Земля, никто не выживает. Но все живут по-разному.

Задача христианина в том, чтобы пройти земной путь вместе с Христом. А путь Христов – это Голгофа, крест, но через это и воскресение. И смирение для человека, который несет крест выживания со своим больным ребенком в нашем обществе, в том, чтобы не унывать и не мириться с несправедливостью. И такому человеку Христос особенно нужен. Если он не озлобится на этот мир и пребудет в любви к своему болящему ближнему, у него шансов больше войти в Царство Небесное, чем у того, кто в этом мире, как на празднике жизни.

Законы во все времена были несовершенными, но по Евангелию мы должны стать выше закона. Это не значит, что мы не должны бороться за свои права, важно понимать, как бороться. Христианство в первую очередь учит милосердию и смирению. Но оно никогда не мирится с несправедливостью.

Протоиерей Константин Савандер, настоятель храма Св. Вмч. Димитрия Солунского в г. Петрозаводске:

- Иногда я слово «смирение» заменяю на «терпение», так как в нем заключается надежда. Смирение многие понимают как обреченность, безнадежность… Поэтому лично для себя я принял смирение как терпение. Можно потерпеть и всего добиться, как та лягушка, которая не смирилась, взбила масло и спаслась. Та, которая смирилась – утонула. Но многие впадают в другую крайность - самонадеянность, это от гордости. Фраза о том, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать, вероятно, относится к терпеливым людям, к тем, кто готов в терпении бороться до конца, не сдаваться.

Иерей Димитрий Кулигин, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Державная» на проспекте Ветеранов в Санкт-Петербурге:

- Я не сторонник универсальных рецептов, предпочитаю видеть конкретного человека и давать ответ, сообразуясь с ним. Вдобавок, если человек заранее говорит о «подсаживании на Церковь», вряд ли он захочет услышать и принять церковные доводы.

Если же все-таки пытаться что-то говорить в общем и целом, то я обратил бы внимание, скорее, на практику церковных людей-инвалидов, которым вера в Бога, принадлежность к Церкви и имение того самого смирения не только не мешали вести активную и творческую жизнь, а наоборот, как раз помогали. Только в этой борьбе за ЖИЗНЬ такие люди не теряли себя, не озлоблялись в нервотрепке, рождая себе врагов там, где можно было бы приобрести друзей.

Игорь Лунев

Источник: miloserdie.ru