Архив:

Если неподготовленный инвалид-колясочник рискнет проехаться по Минску, он разобьется

В поездах, курсирующих из белорусской столицы и обратно по пяти самым востребованным направлениям, появились вагоны для пассажиров-инвалидов. А Белорусский государственный академический музыкальный театр объявил открытый конкурс на строительные работы по реконструкции театра с созданием безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц. Однако люди в колясках утверждают, что их жизнь за последние годы мало изменилась...

Эксперт "Завтра твоей страны" проинспектировал наиболее значимые объекты белорусской столицы на предмет создания безбарьерной среды.

Председатель ОО "Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников" Сергей Дроздовский рассказал "Завтра твоей страны", что те, кто пользовался пассажирскими вагонами, специально оборудованными для перевозки инвалидов-колясочников, новшество оценили.

В купе оборудовано место для размещения и фиксации коляски в сложенном состоянии, установлены поручни для передвижения инвалида по купе, место для сиденья, информационное табло со световой и звуковой информацией и кнопка вызова проводника. И, наконец, туалет расположен рядом со специализированным купе и выполнен с учетом доступа инвалида на коляске.

Такие вагоны не роскошь, а крайняя необходимость. Без специального оборудования и сопровождения поездка человека с ограниченными физическими возможностями невозможна. В обычное купе в коляске даже не заедешь.

- Поезд вполне комфортабельный. Правда, подъемник, необходимый для того, чтобы заехать в вагон, не работал. Пришлось подниматься вручную, - говорит Сергей Дроздовский.

Кстати, присутствие в поездах вагонов для инвалидов было заложено еще в Законе Республики Беларусь "О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь" редакции 1991 года. Вот выдержка из него: - Оснащение поездов не менее чем одним вагоном, доступным инвалидам (включая тех, кто использует кресла-коляски и собак-проводников) должно быть завершено в 1998 году. Что до театров, которые реконструируются в Минске с учетом программы безбарьерной среды, то ассоциация инвалидов-колясочников это только приветствует. Между тем в городе есть значимые объекты, которые являются труднопреодолимыми для человека в коляске.

Железнодорожный вокзал

Изначально там создавалась безбарьерная среда. Однако существует принятая во всем мире норма - информационная составляющая среды.

- Да, если я добрался до вокзала, то смогу въехать в здание, использовать лифты, чтобы поднимать-спускаться. Хорошо, если я знаю, как и что мне делать, чтобы уехать. Там ведь нет информаторов, указателей, которые бы учитывали специфические потребности людей с ограниченными возможностями. Стоит попытаться узнать, как инвалиду-колясочнику организовать поездку, кто ему поможет сесть в поезд, проявится брешь в безбарьерной среде на железнодорожном вокзале, - констатирует председатель ОО "Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников".

Дворец Республики

Проект этого здания согласовывался с обществом инвалидов. В залах предусматривались места для людей в колясках. В процессе стройки произошли изменения, и на местах для инвалидов установили сиденья.

- Когда мы приезжаем в залы Дворца Республики, для нас там места нет. Мы можем стать только ближе к проходу, но в таком случае коляска становится препятствием для эвакуации в экстренных случаях. Пандусы во Дворце Республики есть, но они для колясочника являются опасными. В нашем городе много пандусов, по которым невозможно ехать по закону физики, - дает оценку Сергей Дроздовский.

Национальная библиотека

По библиотеке можно передвигаться в коляске. Но существуют недоступные места, например, читальный зал, куда Сергей Дроздовский попасть не смог.

- Мы ездили в библиотеку на семинары, конференц-зал одолели. С читальным залом было сложнее, - рассказывает эксперт. - В библиотеке есть специализированный подъемник для инвалидов на разные уровни. На нем мы спустились вниз, а назад подняться не смогли. Конструкция подъемника не позволила въехать. Пришедший инженер поначалу намекал, что, дескать, мы не умеем пользоваться подъемником. Потом был вынужден признать, что проблема в его конструкции.

Метро Эксперт утверждает, что метро в Минске для колясочника недоступно. - Вы видели когда-нибудь человека в коляске в метро? Не найдется такого колясочника, который бы рискнул туда спуститься, - говорит Сергей Дроздовский.

Боковой подъемник, построенный, например, на станции Спортивной, не действует. Даже если удастся спуститься на лифте на какую-либо из новых станций, это не имеет смысла, потому что подняться на другой не получится. В неофициальной беседе представители метрополитена попытались убедить, что в случае необходимости работники всегда помогут человеку в коляске.

- Однако мы ведь говорим не о чьей-то доброте, а о нашем праве наравне со всеми жителями города пользоваться его инфраструктурой, - подчеркивает Сергей Дроздовский.

Улица

Еще более насущная проблема - как выйти из дома и как ехать по городу.

- Ездить на коляске по столице очень сложно. Если неподготовленный к испытаниям человек рискнет сесть в коляску и проехаться по Минску, он разобьется! - говорит Сергей Дроздовский.

Даже там, где есть пандусы, они спроектированы очень странно, по ним сложно подняться на коляске. В городе ведется много ремонтных работ, однако многие бордюры строятся с нарушением законодательства.

- В соответствии с нормами в местах, где осуществляется переход с одной стороны улицы на другую, бордюры должны быть не выше пяти сантиметров. По моим наблюдениям, заезд для машин в нашем городе часто ниже, чем бордюр, через который люди идут и едут в колясках, - отмечает эксперт "Завтра твоей страны".

По его словам, проблема усугубляется тем, что если какая-то часть маршрута недоступна для колясочника, весь маршрут оказывается таковым.

Между тем в законе о защите инвалидов, который вступил в действие в 1991 году, было прописано, что "приспособление всех действующих объектов социальной инфраструктуры для использования инвалидами (статья 35 Закона), за исключением переоборудования зданий железнодорожных вокзалов, речных портов, аэропортов, междугородных автобусных вокзалов и станций, должно быть завершено до 1 января 2000 года. С указанного срока эксплуатация этих объектов без приспособлений для использования инвалидами (включая использующих кресла-коляски и собак-проводников) запрещается. Приложением к закону стал перечень объектов, на которых крайним сроком выполнения безбарьерной среды был определен 2000 год. После того закон претерпел много изменений. В результате перечень объектов исчез.

Дом

Вот почему людей в колясках мы видим в городе очень редко. Они сидят дома. Но для многих это также не то место, где обеспечен минимальный комфорт. ОО "Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников" считает, что критерием нуждаемости в улучшении жилищных условий необходимо обозначить недоступность жилья. Это означает некачественность его по отношению к инвалиду: узкие двери, отсутствие пандусов и так далее.

Казалось бы, очевидные вещи, однако с чиновниками найти общий язык не получается.

- Улучшением жилищных условий считается только увеличение площади жилья. При этом без признания того, что человек является нуждающимся в улучшении жилищных условий, ни один исполком ему не может помочь сменить квартиру только потому, что он может ехать на коляске, например, только в одном направлении и не в состоянии самостоятельно развернуться, - говорит Сергей Дроздовский. - Я сталкивался с ситуациями, когда люди не выходили из дома по восемь лет! В сельской местности люди, волей судьбы севшие в коляску, живут порой в нечеловеческих условиях. Есть факты, когда человек не принимал ванную по несколько лет. Когда мы пытаемся в таких вопиющих случаях выяснить, как люди пытались изменить свою жизнь, сталкиваемся с тем, что они опустили руки и потеряли всякий интерес к жизни, в которой видят лишь мучительное испытание.

Как же может измениться ситуация?

Сергей Дроздовский считает - нужен закон прямого действия.

- Это означает, что если какой-то человек не смог где-то проехать в коляске, он не ищет свидетелей, которые подтверждают, что это случилось, не доказывает, что у него была такая необходимость, а подает заявление в суд. Если таких судебных исков набрался бы десяток, бордюры в городе исчезли бы. Однако, в Беларуси такое невозможно. У нас необходимо доказывать, что этот конкретный бордюр имеет к тому, кому нужно его преодолеть, какое-то отношение.

Справка

По разным данным, в Беларуси от 14 до 22 тысяч колясочников, а в Минске около 1700 человек.

В Беларуси реализуется Государственная программа о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007-2010 годы.

Программа рассчитана на инвалидов, а также стариков, детей с особенностями психофизического развития и физически ослабленных лиц (беременные женщины, дети дошкольного возраста и другие категории населения, у которых ограничены возможности передвижения) - около 2,6 млн. жителей страны.

По информации Минтруда, удельный вес объектов, приспособленных к доступу инвалидов и других категорий физически ослабленных лиц, увеличился в Беларуси с 19,9% в 2006 году до 30% в 2008-м.

Виктор Листопадов

Источник: "Завтра твоей страны"

Фото: БелГазета

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ