Архив:

Обычные школы для особенных детей

Сегодня в Самаре существует только одно учебное заведение с инклюзивным образованием. О том, почему важно внедрять инклюзивное образование и как это сделать, нам рассказал председатель правления Самарской городской общественной организации инвалидов-колясочников «Ассоциация Десница» Евгений Печорских. Проблему инклюзивного образования в нашей губернии обсуждают уже не первый год. С 2005-го года Евгений Печорских поднимает вопрос о специальном законе, но пока даже нет нормативных документов, регулирующих принципы инклюзивного образования. Между тем, проблема действительно очень серьезная.

Такое образование необходимо не только для детей-инвалидов, но и для ребят из неблагополучных семей, детей мигрантов и даже одаренных детей. «Всем этим детям трудно попасть в стандарты, которые есть сейчас, поэтому просто необходимы особые образовательные маршруты», - считает Печорских. В настоящий момент складывается ситуация, в которой детям необходимо приспосабливаться к школам, а это означает, что ребенок с ограниченными способностями зачастую просто лишается возможности ходить в обычный класс. Родители вынуждены отдавать его в специализированные школы или нанимать учителей на дом. «Получается, что ребенок с самого начала остается оторванным от общества, в результате чего испытывает сложности в адаптации к жизни после школы», - продолжает Евгений.

Вместе с тем, большинство ребят спокойно могли бы заниматься со сверстниками и при этом не отставать от них в развитии. Сегодня в Самаре существует только одна школа, в которой реализовано инклюзивное образование. Конечно, всех особенных детей туда не устроишь. Остальные же учебные заведения пока не могут включить всех детей в образовательный процесс.

Влиять могут и родители

Но даже если в близлежащих школах вашего района нет ни одной с инклюзивным образованием, то это не означает, что ребенку негде учиться. Даже обычную школу можно подготовить к обучению в ней особенных детей. И помочь в этом могут сами родители. Как рассказал Евгений Печорских, для этого необходимо обратиться в специальные центры переподготовки преподавателей. В Самаре этим занимаются в самарском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, а также в региональном ресурсном центре. Конечно, специалистам понадобиться время, чтобы провести все необходимые консультации, изучить ситуацию и подготовить учителей к работе с детьми. Поэтому родителям не стоит медлить с обращением.

«У обычной школы есть много препятствий на пути к инклюзивному образованию, но их вполне можно преодолеть, если в школе будут заранее знать, кто к ним придет учиться», - отмечает Евгений.

Правильное позиционирование – половина успеха

По мнению Печорских, проблема таится не только в школах, но и в родителях. «Родители подчас проявляют излишнюю заботу, все делая за своего ребенка, а впоследствии может получиться так, что он будет ими манипулировать, ничего не желая делать», - считает Евгений. В результате едва ли не с рождения ребенка возникает проблема его позиционирования.

Принято думать, что ребенка с ограниченными возможностями часто не принимают дети. Но Евгений Печорских считает, что это не так. «В этом подчас виноваты учителя. Молодые педагоги проще относятся к ситуации. Учителям старой закалки сложнее – многие из них считает, что особенному ребенку не место в обычной школе».

Очень многое зависит от того, как ребенок представлен классу и в каком качестве будет позиционироваться в дальнейшем. От первого впечатления зависит очень многое. К сожалению, многие педагоги сразу выделяют такого ребенка из общего круга, автоматически делая его изгоем».

«Задача учителя не только в том, чтобы учить, но и в том, чтобы учиться. Поэтому необходимо научиться работать со всеми ребятами», - считает Печорских.

К сожалению, не многие педагоги желают учиться. Даже в специальных школах дети и родители часто жалуются на учителей, но отсутствие кадров приводит к тому, что ситуация остается неизменной.

Личный опыт

Что нужно сделать, чтобы школа стала инклюзивной?

Как сделать учебное заведение приспособленным для всех детей, знает директор самарской школы №139 Ирина Раткевич. Свои рекомендации она изложила в модели формирования инклюзивного образования, используя личный опыт.

Необходимые и достаточные условия для формирования модели инклюзивного образования:

- Создание безбарьерной среды;

- Создание нормативно-правовой базы инклюзивного образования;

- Профессиональная переподготовка педагогического состава;

- Формирование команды из персонала школы, обеспечивающий необходимый уровень поддержки ребенка с особыми образовательными потребностями;

- Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования;

- Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

- Наличие детей с особыми образовательными возможностями, родители которых готовы обучать их в условиях инклюзивного образования;

- Готовность классных коллективов к приему детей с особыми образовательными потребностями;

- Поддержка образовательного учреждения со стороны органов управления образованием, заинтересованных общественных организаций и партнеров школы.

Вячеслав Сорокин

Источник: samarskieizvestia.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ