Архив:

Держаться за жизнь зубами...

Мне 46 лет. Я инвалид с детства. Я держу карандаш, ручку, пишу, набираю текст на компьютере, и все остальное я делаю с помощью... зубов и языка. Мои руки и ноги совсем никак не функционируют. И так всю жизнь. Мое тело похоже на кокон, которое оплели неразвитые, уродливые конечности...

У моей мамы долго не было детей, и когда я появилась на свет, думаю, все присутствующие в этот момент подумали про себя, что лучше бы их вообще не было. Увы, но радости мое рождение никому не принесло. Маму тут же предупредили, что самый лучший выход - сразу же отдать меня в интернат, и чем скорее, тем лучше. Но мама решила иначе. Она не стала отдавать меня никому, оставив в семье, и твердо решив нести эту нелегкую ношу до конца дней своих. Мой родной отец считал, что от меня следовало отказаться, и оставить в роддоме. Согласия с мамой по этому поводу у него не было, и он, очень скоро покинул нашу семью, оставив нас с мамой вдвоем.

Позднее я была бесконечно благодарна своей маме за то, что она осталась вместе со мной, ни к чему не пригодной, больной калекой. Она не просто заботилась обо мне в физическом плане, по настоянию мамы ко мне на дом приходили педагоги, благодаря которым я научилась читать и писать, и в результате получила восьмилетнее образование. Мама для меня была всем: и другом, и советчиком, и домработницей, а порой и сиделкой - ведь здоровье у меня было очень неважное, даже в детском возрасте. Хотя и мама тоже не отличалась крепким здоровьем, и сама частенько прибаливала, сильно меня тем самым огорчая. Я боялась даже думать том, что, не дай Бог, с ней что-то случится.

Но, как ни старалась я отгонять от себя грустные мысли, этот момент настал. И когда мне исполнилось 35 лет, мамы не стало. Я точно знала, что кроме нее, я совершенно никому не нужна, и многочисленные родственники никогда не возьмут меня к себе. Казалось, после маминой смерти, жизнь потеряла смысл, но мама, словно предчувствуя свой ранний уход, заранее приучила меня к трудностям. Поэтому я стала заботиться и думать о себе сама, ну, конечно, в меру своих сил. Я хорошо представляла себе, какая перспектива маячит у меня впереди: интернат для инвалидов - вот все, на что я могла рассчитывать в лучшем случае. Но мне совсем не хотелось там оказаться, и, прежде чем меня отправили бы туда силой, я решила, что называется, поспорить с судьбой.

С помощью знакомых я подала объявление в местную газету, в котором сообщала, что женщине - инвалиду требуется уход, со стороны доброй, хорошей женщины, с правом наследования ей моей жилплощади, после моей смерти. Когда объявление опубликовали, я с нетерпением стала ждать звонка. Я понимала, что это был рискованный шаг, но это была последняя надежда остаться в родном доме. Я каждый день молила Бога, чтобы все у меня было хорошо. И Бог услышал молитвы несчастной калеки. Как-то ко мне пришла соседка и сообщила, что одна женщина с детьми ищет квартиру. Я не стала долго думать и попросила соседку привести их немедленно. Едва взглянув на вошедшую женщину, я сразу же поняла, что не смогу ей отказать, и с радостью впустила ее с детьми в свой дом. И как потом оказалось, не напрасно...

Валентина - так звали мою квартирантку, приехала в наш поселок совсем из другого города. Со своими двумя детьми от первого брака, вместе со вторым мужем, у которого также было двое детей, они приехали сюда к родственникам мужа. Так случилось, что муж вскоре умер, и Валентина осталась одна с четырьмя детьми, буквально, на улице.

Познавшая нужду и лишения в своей жизни, Валентина с радостью приняла мое предложение. И мы зажили дружной и веселой компанией.

В первое время, материально было очень тяжело. Пока Валя устраивалась на работу и оформляла все необходимые документы, все мы жили на одну мою пенсию. Да еще и дети отбились от рук и не хотели учиться в школе. Конечно, Валентине приходилось несладко. Утром, покормив нас всех, она бежала мыть полы в ближайший магазин. А по вечерам работала сторожем в детском саду. Дети практически весь день были без присмотра, с ними некому было позаниматься, и тогда я решила взяться за дело и помочь, чем смогу, даже и не надеясь на то, что у меня все получится на "отлично". Вспомнив школьный курс, я взялась помогать детям делать уроки. По их учебникам я заново изучала историю, географию, литературу, биологию и все остальные дисциплины. А вечером, закончив все свои дела, ребятишки усаживались вокруг меня, и принимались за уроки.

Я помогала, как могла, стараясь уделить внимание каждому. Я так втянулась в это занятие, что со временем, стала устраивать для детей викторины и конкурсы по школьным предметам. Это доставляло одинаковое удовольствие всем нам. Дети были в восторге. Вообще, ребятишкам в возрасте шести - двенадцати лет обязательно нужен старший товарищ, который всегда сможет подсказать, что и как нужно сделать, или просто внимательно выслушать. Я стала для детей вместо радио и телевизора. Я их будила, напоминала, что им нужно делать, куда идти, учила их быть воспитанными, честными, добрыми, то есть, была их второй мамой все двадцать четыре часа в сутки. Оказывается, для детей это самое главное, что есть человек, который всегда рядом.

Несмотря на свою убогость - я была поистине счастливым человеком. Я чувствовала, что нужна детям, которые, чуть что - сразу же бегут ко мне, как к "мудрой и доброй голове", за советом по любому вопросу. Для них я стала воспитателем и педагогом - недаром я прочитала кучу книг по педагогике и психологии детей. И я сама не в обиде - за мной все эти годы хорошо ухаживают, по сути, чужие мне люди. Валентина с детьми, со временем, стали для меня самыми близкими и родными людьми. Нас сблизили нужда и горе. И от этого мы стали еще крепче и сильнее. Кто знает, что было бы со мной, если на моем пути не встретилась добрая и отзывчивая к чужому горю, Валентина?

Годы шли, дети, друг за другом закачивали школу, поступали в другие учебные заведения, получали специальность, и все это время я была рядом с ними. Теперь все они работают, и живут отдельно от нас. Но по выходным у нас традиция - собираться всем вместе. И это самое большое счастье для нас с Валентиной - сидеть за большим столом, дружной семьей, в которой всем рады.

Сейчас мы с Валентиной взяли из детского дома троих детей, и воспитываем их вместе. Поначалу они немного побаивались меня. Ничего удивительного - даже взрослые люди, те, кто впервые меня видят, наверное, испытывают самый настоящий шок. Что уж говорить о детях, богатая фантазия которых наверняка подсказывает им всякие непривычные образы и страшные сказочные персонажи, связывая их со мной. Но мое тепло и расположение делают свое дело, и постепенно дети привыкают к моему виду и перестают бояться.

Детишки у нас послушные, и я часто думаю о том, что если бы ни они, то не было бы смысла жить. Наверное, Бог и дает мне здоровье, и силы, и прибавляет мне лишние годы жизни только ради этих детей, только для того, чтобы я подарила им частичку своей души, любви и добра, которых у меня в запасе очень много. И поверьте, мне, с моим огромным жизненным опытом, есть, о чем рассказать детям, и есть много полезных в жизни вещей, которым я могу их научить лучше, чем кто бы то ни был.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ