Архив:

Аутизм: без будущего или все-таки...

Аутизм — это нарушение развития, при котором страдают не только психофизиологические, моторные функции организма, но также эмоциональная и познавательная сферы. Такому ребенку сложно, а иногда почти невозможно взаимодействовать с окружающим миром, завязывать и поддерживать дружеские отношения, тяжело играть в игры, где нужно воображение, и переходить от отдельных слов-обозначений к связной речи.

Чаще всего проблема становится заметной в 2,5—3 года: малыш еще не начал говорить, не реагирует на свое имя или акцентирует внимание на отдельных явлениях, абсолютно не замечая остальных. Тяжело идет на социальные контакты, прячется, избегает других.

В Украине зарегистрировано всего 250 детей с синдромом аутизма, хотя на самом деле их в разы больше. Причина — в недостаточной помощи семьям, столкнувшимся с этой проблемой.

Как свидетельствует медицинская энциклопедия, это расстройство возникает вследствие нарушения развития головного мозга и характеризуется выраженным всесторонним дефицитом социального взаимодействия, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

Причины аутизма тесно связаны с генами, влияющими на созревание синаптических связей в головном мозге, однако генетика заболевания сложная, и на сегодняшний день неясно, что больше влияет на возникновение расстройств аутистического спектра: взаимодействие множества генов или редчайшие мутации.

При раннем поведенческом и когнитивном вмешательстве ребенку можно помочь развить навыки самопомощи, социального взаимодействия и общения, но методы, которые бы полностью вылечили от аутизма, на данный момент неизвестны. Немногим детям удается перейти к самостоятельной жизни после совершеннолетия, однако некоторые добиваются успеха. Существует мнение, что аутизм — скорее «особое», альтернативное состояние, чем болезнь.

Аутизм у детей ассоциирован с агрессией и приступами гнева. А также с аутоагрессией, которая может привести к ранениям самого человека (например, укусам себя). Вспышки гнева могут быть вызваны и тем, что ребенок не способен сообщить о своих потребностях, и вмешательством в его ритуалы и привычный распорядок. Ни одна из разновидностей такого поведения не является специфической для аутизма, однако только при аутизме повторяющееся поведение наблюдается часто и носит выраженный характер.

Нет единого оптимального метода терапии: как правило, ее подбирают индивидуально. Программы специального образования и поведенческой терапии в раннем возрасте могут помочь ребенку в приобретении навыков самопомощи и общения. Они часто повышают уровень функционирования, снижают тяжесть симптомов и неадаптивного поведения. Иногда в детском возрасте даже происходит ремиссия, которая ведет к снятию диагноза расстройства аутистического спектра.

С возрастом у аутиста на первый план выступают забота о месте проживания, получение профессии и поиск работы, личные отношения, формирование социальных навыков. У некоторых взрослых аутистов наблюдаются умеренные улучшения в коммуникативной сфере, однако у многих эти навыки ухудшаются.

Есть и еще одна проблема. «Сегодня для подтверждения инвалидности взрослым аутистам нужно ложиться в больницу на три недели. Для аутистов — это крах, который может свести на нет все усилия предыдущих лет», — считает Инна Сергиенко, основатель Фонда «Ребенок с будущим». Следовательно, для этих людей нужно изменить правила.

Что же касается образования, то ребенок-аутист должен заниматься в специальном садике или школе (для детей с нарушениями речи, задержкой развития и т. п.). Наиболее оптимальный вариант, когда с одной стороны работники специализированного центра, с другой — педагоги в специальном учебном заведении, а с третьей — родители согласовывают свои подходы к воспитанию и обучению ребенка.

В прошлом году Кабмин Украины принял постановление № 82, где утвержден порядок организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях. То есть вместе с обычными детьми могут учиться и дети с особыми потребностями. В классах, кроме основного учителя, должен быть еще коррекционный педагог, который будет помогать особым детям адаптироваться в коллективе, правильно вовлекать их во взаимодействие с остальными. Самое главное — создать условия, при которых постепенно развивалось бы их умение видеть, слышать и чувствовать других детей. Это возможно только в микрогруппе. Откуда директор школы будет брать средства для организации обучения таких детей — не уточняется.

Ребенок-аутист нуждается в постоянной помощи, в некоторых случаях — заботе от рождения до конца жизни. Но есть сотни людей с этим диагнозом, которые достигли значительных высот в мире культуры, музыки, живописи, математики. Аутизм — не приговор.

Наталья Плохотнюк

Источник: golos.com.ua