Архив:

Неограниченные возможности добра

Минчанке Полине всего 25, а с тем, что милосердие часто заканчивается за порогом родительского дома, уже сталкивалась не раз. Именно поэтому способную к учебе девушку, но, увы, имевшую от рождения диагноз ДЦП, мама лично каждый день возила на занятия в институт. С дипломом Полина получила и распределение в один из банков. Но уже на стадии оформления документов предполагаемая начальница отреагировала категорически: "Сотрудница с такой походкой не впишется в солидную и представительную атмосферу нашего банка! До свидания!" Хотя должность молодого специалиста предполагала сидячую работу в окошке кассы через дорогу от дома. Слезы, разочарование, отчаяние, боль... Ровно год Полина дожидалась нового распределения. Но и оно завершилось неудачей.

Полине все же повезло, как повезло и центру бытовых услуг "124", где девушка уже почти 2 года трудится менеджером по работе с клиентами. Говорят, справляется лучше других. И не замечают ее "особенностей". Почему? Просто там таких много, даже среди руководства есть инвалиды-"колясочники". Только вот солидная атмосфера этой фирмы - с оттенком человечности...

Такие сюжеты - наверное, наследие той страны, которая 70 лет жила "без инвалидов". Даже после войны безногие и безрукие ветераны как-то быстро исчезли с улиц. Инвалидам полагалось в лучшем случае безвылазно сидеть дома. А в худшем - отправляться в разного рода специнтернаты со строгим режимом. Отношение государства к людям с ограниченными возможностями стало меняться лишь начиная с 1960-х годов, когда инвалидам были впервые гарантированы бесплатная медицинская помощь и образование, а для некоторых категорий даже возможность трудиться.

Развал СССР обозначил новую эру для людей с ограниченными возможностями. Наша страна первой на территории СНГ приняла законы, защищающие их права. И все же общая доступность инфраструктуры для инвалидов и сегодня не превышает 35 процентов - это результаты выполнения Государственной программы о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007 - 2010 годы. Было время, бросились в другую крайность: отчуждение сменилось гиперопекой. Нередко из неверия и элементарной человеческой лени. Ведь гораздо проще самому быстренько приготовить еду и вымыть посуду, чем изо дня в день терпеливо и настойчиво учить этому инвалида. Проще назначить пособие и закрыть вопрос, чем трудом, умом и старанием помочь другому обрести в жизни краски. Пусть не такие яркие, как у большинства, называющего себя здоровым, но и не черно-белые в стиле "проснулся-поел-вздохнул-уснул".

А материнский инстинкт вообще играет злую шутку: если женщина не отказывается от малыша с врожденным недоразвитием еще в роддоме, то в дальнейшем отдает ему себя всю без остатка! Да так, что не оставляет резерва любви ни мужу, ни даже другим своим здоровым детям. В результате к совершеннолетию - беспомощный, глубоко эгоистичный индивид с комплексом иждивенца. Из такой семьи каждый третий папа (он же кормилец) уходит. Встает вопрос, за что жить. Пенсия по инвалидности и опекунские - в пределах прожиточного минимума. Социальная сиделка положена далеко не каждому и стоит 20 - 28 тысяч в час. Зато на содержание в месяц взрослого с инвалидностью в интернате общего типа государство тратит 2,5 миллиона, психоневрологического профиля - 3,6 миллиона рублей. Занятость же этой категории в нашей стране не превышает 15 процентов от общего числа, в то время как в США - вдвое больше, а в Китае работают 80 процентов инвалидов...

Быть может, скоро мы сможем говорить о начале еще одной эры - разумного милосердия. Когда на смену гиперопеке придет реальная интеграция в общество людей, которые не только потенциально могут, но и хотят сами реализовывать свое право на достойную жизнь. Трудом. Общественное объединение "Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам" при поддержке зарубежных партнеров за последние два года успешно провело два экспериментальных проекта. Сорок пять молодых людей с умственными ограничениями в возрасте от 19 до 38 лет с помощью специалистов учились жить заново - не только самостоятельно готовить пищу, пользоваться транспортом, платить за коммунальные услуги, но и трудиться в мастерских, зарабатывая себе на жизнь. Результат? Только в одном из регионов за год государство уже сэкономило 420 миллионов рублей!

Экономический эффект очевиден. Гуманистический - тем более. Государство уже подготовило законодательную базу и помещения из социального фонда для очередной "стартовой площадки" людей с особенностями. Таких площадок нужно много. Еще больше - специалистов, душевного тепла, настойчивости и терпения, терпения, терпения... Главное - захотеть, и резервы милосердия обязательно отыщутся.

Марина Зубович

Источник: sb.by

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ