Архив:

Шесть лет одиночества

Единственный в Сибири и за Уралом профессиональный театр глухих держится на энтузиазме одного человека. В России, где более миллиона людей с нарушением слуха используют язык жестов как основной язык общения, нет ни одного государственного театра глухих актеров (единственный театр, имеющий юридический статус – «Театр Мимики и жеста» относится к ведомству Всероссийского общества глухих).

Жест вместо слов

В то же время, существует несколько негосударственных театров неслышащих актеров. Профессиональные: «СинематографЪ» и «Недослов» из Москвы (актеры – выпускники Государственного специализированного института искусств) и «Индиго» из Томска (в этом театре играют актеры, закончившие Томский колледж культуры и искусств им. В.Я. Шишкова). Всего четыре театра на всю страну, где играют профессиональные актеры. Один из них в Томске. Остальные – любительские.

- В 2003 году, когда уже была сформулирована идея особого театра «Индиго», я начал хождение по чиновникам, – вспоминает Александр Постников, художественный руководитель школы-студии-театра «Индиго», актер Томского областного театра драмы – на хождение из кабинета в кабинет ушло два года. И только в 2006 году мне удалось «пробить» набор в колледж культуры им. В.Я. Шишкова, где было выделено 8 бюджетных мест для экспериментального курса глухих и слабослышащих. Сегодня эти ребята имеют дипломы, подтверждающие их статус «Актера театра драмы и кино». Кроме этого, в Томске впервые была разработана профессиональная методическая база для обучения театральному мастерству инвалидов по слуху. Этот опыт рассмотрели в Москве в Министерстве образования. У нас есть диплом Федерального агентства по образованию лауреата I степени за проект «Актерское мастерство».

Тогда никто не верил, что проект театра глухих в Томске состоится. Но воспитанники Постникова верили в него, и именно это помогало ему не только работать с отдачей, но и привлекать к работе с глухими профессиональных хореографов, сурдопереводчиков, звукооператоров, художников… Постепенно сформировалась труппа театра «Индиго». С начала своей деятельности театр участвовал и побеждал на фестивалях различного уровня: от международных до областных. Огромное количество дипломов и наград – прямое тому подтверждение.

– Выезжали с трудом, – говорит Постников, – учитывая отсутствие финансирования, приходилось выкручиваться – как умели. Иногда Департамент по культуре администрации Томской области оплачивал дорожные расходы и проживание. Иногда помогали неравнодушные люди из числа финансово состоятельных. Бывало, приходилось и кредиты на себя оформлять. Не так давно, кстати, последний закрыл. Совершенно понятно, что оплачивать работу специалистов, работающих с «индиговцами», возможности тоже не было.

К тому времени, когда глухие и слабослышащие студенты закончили колледж культуры и искусств, театр «Индиго» уже хорошо знали в Москве. На последнем из фестивалей «В будущее с надеждой» (первый всероссийский фестиваль творческой молодежи и юношества (инвалидов) актерам театра «Индиго» предложили работу в «Театре мимики и жеста», но коллектив остался предан своему художественному руководителю и вернулся за ним в Томск.

Свой среди своих

В Томске, да и в России в целом, нет понимания того, что такие театры могут быть не только полезны в плане социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями, но и вносить достойный вклад в культуру города. Власть должна понять, что люди с ограниченными возможностями могут жить и работать в современном обществе наравне с остальными, в том числе и в области творческой деятельности.

– Театр существует в Томске уже шесть лет. И слово «существует» я говорю специально, потому что со дня основания театр живет на одном энтузиазме, – утверждает Александр Постников, художественный руководить школы-студии-театра «Индиго», – Только в январе 2011 года, после того как местные СМИ подняли тему о закрытии театра «Индиго», чиновники сделали первый шаг нам навстречу и дали финансирование из бюджета города Томска. Причем по остаточному принципу.

С января 2011 года по решению управления культуры администрации Томска и при участии депутатов городской Думы школа-студия-театр «Индиго» стала клубным образованием муниципального учреждения «Зрелищный центр «Аэлита». Но клубное образование не соответствует профессиональному статусу театра, который включен в перечень профессиональных театров Томской области. Театр должен иметь свой статус: муниципальный или областной. Иметь театральную площадку для выступлений. Пока «Индиго» площадку для выступлений предоставляет ЗЦ «Аэлита».

-Знаю, что эти проблемы существуют не только в нашем городе, – говорит Александр Постников, – Социальные театры поставлены в жесткие условия выживания. У них практически нет государственной и ведомственной помощи, правовой и материальной поддержки. В то же время, творческий потенциал театров глухих в России гораздо выше европейских и американских театров. Российская школа подготовки актеров с нарушением слуха, основанная на программах, разработанных ведущими преподавателями театрального института им. Щукина, является лучшей в мировой практике.

В июне в Москве состоялась конференция театров глухих. Томскую область представлял Александр Постников с театром «Индиго». На конференции отметили, что «Индиго» – один из немногих театров, получающих хотя бы минимальное бюджетное финансирование. Это показатель того, что театрам необходимо вести диалог с властью и доказывать необходимость бюджетной поддержки.

По итогам конференции был разработан проект «Концепции поддержки театров глухих актеров». Среди главных направлений поддержки театров глухих – введение в курс подготовки театральных режиссеров для работы в театре неслышащих актеров. Кроме этого, будет организована целевая подготовка неслышащих и слышащих актеров для работы в театрах глухих высшими и средними учебными заведениями, ведущими подготовку по специальности «актерское мастерство».

В Томске этот опыт уже отчасти реализован. В этом году Александр Постников набрал еще один дополнительный курс обучения глухих и слабослышащих на базе Губернаторского колледжа социально-культурных технологий и инновации по специальности «Актерское мастерство».

Среди других направлений в плане поддержки театров глухих на конференции озвучили решение проблем с юридическим статусом театров. Также у театров появится возможность осуществлять гастрольную деятельность при поддержке Министерства культуры РФ. Следующая конференция по вопросам поддержки театров глухих и принятие окончательного варианта концепции планируется в октябре, под эгидой Министерства культуры России.

– Когда театры глухих объединились в вопросах решения многочисленных проблем, – напоследок сказал Постников, – появилось осознание, что ты не один и надежда, что власть наконец-то обратит внимание на социальные театры. Мое мнение – инвалиды имеют право быть не только обувщиками или владеть навыками швеи, клеить конверты и коробочки. Поверьте, за этой простой работой крайне сложно разглядеть то, что есть у вас, у меня и у тех людей, которые занимаются в нашем театре – огромная глубина личности, которая способна самовыражаться творчески. Необходимо сделать малое – дать этим людям шанс, сцену и зрителя.

Идей для работы с детьми и молодежью с ограниченными способностями у художественного руководителя «Индиго» очень много. К примеру, есть мысль создать модель театрального центра, где бы актеры, художники, музыканты занимались поддержкой и развитием самостоятельной культурной деятельности у особых детей. Идея создания театрального центра для инвалидов родилась в совместной работе «Индиго» и благотворительного фонда «Обыкновенное чудо», который помогает в лечении детей с ограниченными возможностями. В ближайшем времени «Индиго» совместно с фондом планирует реализовать проект «Театра теней», где в качестве кукловодов выступят дети-колясочники с диагнозом ДЦП.

Справка

В мае 2011 года спектакль театра «Индиго» получил диплом Х юбилейного областного театрального фестиваля «Маска» в номинации «Дебютный проект».

* * *

В октябре 2011 года Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество глухих» наградила нагрудным знаком (медалью) Постникова А.Ф., художественного руководителя ШСТ «Индиго», «За выдающиеся достижения в области культуры и искусства».

* * *

В ноябре 2011 года А.Ф. Постников награжден Почетной грамотой Думы города Томска за большой вклад в дело социально-культурной реабилитации инвалидов по слуху.

* * *

В ноябре 2011 года спектакль «Злоумышленники» по рассказу Чехова, представленный на 7 межрегиональном молодежном театральном фестивале «NEW F», награжден дипломами «За создание актерского ансамбля», «За яркое и точное раскрытие темы Человека и Власти». Отдельными дипломами были награждены актеры театра за исполнение ролей в «Злоумышленниках».

* * *

В июне 2012 года на III Межрегиональном театральном фестивале спектаклей для детей и подростков «Сибирский кот» художественный руководитель театра «Индиго» А.Ф. Постников получил диплом в номинации «За достижения в театральной педагогике».

Алина Черная

Источник: tomsk.mk.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ