Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Как я провел этим летом

Началась эта эпическая история в тот день, когда я совершенно случайно узнал об интернет-конкурсе «Побеждай и путешествуй». На этот конкурс каждый молодой человек с инвалидностью мог прислать свою творческую работу. Можно было попробовать себя в трех номинациях: «живопись, графика», «фотоискусство» или попытать счастье в «газетном жанре». Победителей ждали недельные туры за границу. Это было удивительно! Ничего подобного в нашей жизни еще не происходило. Конечно, я решил принять участие в этом замечательном мероприятии.

К этому времени на сайте было выложено довольно много работ, и вовсю шло голосование. Конечно, надо было побыстрее написать и выложить свою работу, чтобы набрать побольше голосов. Об этом мне говорили и друзья: напиши эссе. Ну, например, какое значение имеет образование для инвалида (ведь я учусь на психолога). Наверное, так действительно было бы проще. Но я решил, что если номинация в конкурсе называется «газетные жанры», то нужно постараться максимально соответствовать этому жанру. Было еще одно обстоятельство... Три года назад я закончил вечерние курсы журналистики. И мне очень хотелось почувствовать себя журналистом, сделать настоящий газетный материал, а не какое-то там эссе. К тому же, если честно, мне давно хотелось сделать интервью с каким-нибудь интересным человеком. И вот такой повод!

Интервью я решил взять у декана моего родного факультета дистанционного обучения Московского Психолого-Педагогического Университета Б. Б. Айсмонтоса. Бронюс Броневич всегда полон новых интересных идей, и ему есть что рассказать. Мне показалось интересным расспросить его о планах на будущее, о том, в каком направлении он планирует развивать факультет. Смущало одно: мне казалось, что Бронюс Броневич ни за что не согласится на интервью, ведь он очень занятой человек. Часто бывает так, что я засиживаюсь за компом допоздна - часов до 5 утра, а Бронюс Броневич к этому времени уже появляется в Скайпе, а это значит, что у него уже начинается рабочий день! Но вот на каком-то университетском мероприятии я с замиранием сердца подкатил (в прямом смысле слова, потому что передвигаюсь на коляске) к Бронюсу Броневичу и объяснил ему ситуацию. И, о счастье, он согласился! И назначил время: четвертое июля, в восемь часов утра. Спросите, почему я запомнил это число? Потому что, это мой (и моего брата) день рождения! Радости моей не было предела, ведь интервью с деканом, пожалуй, самый необычный подарок на день рожденья. Свою работу я так и назвал: «Интервью на день рожденья».

На курсах журналистики мы, конечно, брали друг у друга интервью. Но все это было не очень серьезно. А это интервью стало моей первой большой работой. И в таком серьезном конкурсе я тоже участвовал впервые. И надо же такому случиться, чтобы два таких больших события выпали именно на четвертое июля, а не на какой-нибудь другой день!

И вот наступило четвертое июля, время 7.45. Я уже сижу за компом, вопросы для интервью подготовлены, Бронюс Броневич в сети. И тут по традиции начались неприятности: рекордер для Скайпа почему-то все время глючил и наотрез отказывался запускаться, а скорость интернета внезапно упала раз в десять! Но к счастью, все удалось быстро уладить!

Наша беседа продолжалась почти полтора часа. Бронюс Броневич отвечал на все вопросы подробно и успел рассказать очень много интересного. А мне предстояло перенести все это на «бумагу»... Известно, что устная речь очень отличается от письменной. И довольно сложно грамотно передать устную речь, при этом сохранив своеобразие языка собеседника. Есть большой соблазн заменить его гладкими казенными фразами и канцелярскими оборотами. А этого как раз надо избегать! Чтобы грамотно записать слова моего собеседника, мне приходилась прослушивать каждую его фразу по несколько раз. Так за расшифровкой интервью прошел весь день, а потом и вся ночь. Вот как я провел этим летом свой двадцать третий день рождения! И мне это понравилось, потому что я был удовлетворен своей работой.

Но главная трудность была в другом - необходимо было уложиться в нужный формат. Для этого исходный материал пришлось сократить примерно в четыре раза. При работе над окончательным текстом изменилась и концепция интервью. Вначале я думал, что главной темой будет особенности обучения студентов с ОВЗ. Но потом решил, что гораздо важнее показать, как трудно приходится и такому энтузиасту, как Бронюс Броневич. А ведь он занимается делом, которое везде и всегда провозглашается таким важным, таким актуальным! И вот, оказывается, на каждом шагу - нелепые ограничения, невыполнимые требования... А мы даже не подозреваем, какие проблемы ему приходиться решать...

Доделывал свою работу я в довольно экзотических условиях: в палатке, отбиваясь от комаров. Впрочем, это уже другая история... А что же конкурс? Моя работа заняла одиннадцатое место. К сожалению, для опорников было только десять путевок, хотя среди участников конкурса они составляли большинство. При этом, призов для других категорий инвалидов было предоставлено больше - по четырнадцать. Но ничего, может быть, мне повезет в этом конкурсе!

А следующий день этого лета был не менее замечательный, потому что пятого июля мы отправились на Селигер! Студентов нашего факультета пригласили в палаточный лагерь на берегу озера в заповедной зоне. Нас было семеро смелых, в том числе четыре колясочника. Я всегда мечтал пожить в палатке в лесу. Но не представлял, каким образом эта мечта могла бы осуществиться. Оказывается, что над осуществлением этой моей мечты уже много лет работает Александр Яковлевич Мендель. Это такой же энтузиаст, как и наш декан Бронюс Броневич. На Селигере было классно, но это опять-таки, другая история...