Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

"Машина - это ноги"

Потеряв возможность ходить, Анатолий Шаповалов стал инструктором по вождению. Анатолий Шаповалов провел за рулем большую часть жизни. Потеряв ноги в 25-летнем возрасте, вот уже двадцать шестой год крепко держится за руль. По-другому свободу передвижения не представляет. Других тоже учит не сидеть на месте и отправляет в дорогу даже неходячих.

Не потерять себя

— Машина для меня — это ноги! — категорично заявляет инструктор по вождению Благовещенской автошколы ДОСААФ Анатолий Шаповалов. — Я здесь недавно. Весной позвонили, спросили, могу ли я установить на учебную «Оку» ручное управление, а потом поработать у них. Почему бы и нет — вот инвалидов теперь обучаю. Мы каждый день вынуждены доказывать себе и окружающим, что такие же полноценные люди. А без свободы передвижения это проблематично.

Анатолий ловко, я бы даже сказал, натренированно спрыгивает с сиденья водителя на землю, поправляет ремень безопасности, что-то готовит и тут же забирается внутрь. Он как будто срастается с маленькой, казалось бы, неказистой «Окой». Все бы ничего, но в данном случае просто поражаешься, насколько удивительна сила человеческого духа, сила воли, желания жить как все. У Анатолия нет ног. Совсем. Он их потерял в Афгане во время выполнения интернационального долга. При этом не потерял себя и веру в собственные силы.

Увлекшись, начинает нахваливать этот анекдотичный автоперсонаж. По его словам, достоинства «Оки» может оценить только инвалид. Обычные люди его не поймут, но именно эта маленькая машинка помогает ему жить и работать.

— Маневренная, экономичная, скорость набирает махом — с перекрестка как ракета стартует. Ей бы коробку-автомат да гидроусилитель руля поставить — и цены ей не будет, — делится инструктор. — Скажи, почему на «Оку» не поставят «автомат»? Это же гораздо проще в плане вождения для инвалидов. Зачем их заставляют обучаться на механике, если она во многом ограничивает и без того ограниченные возможности?

Я не знаю, что ему ответить. Наш автопром по-прежнему загадочен и непредсказуем. Анатолий уверенно набирает скорость, переключает многочисленные рычажки — едем за учеником. Их у него несколько. Молодой парень по имени Вадим приехал на автоучебу из Октябрьского района. Семь лет назад упал с высоты на строительной площадке. Диагноз — двойной перелом позвоночника. С тех пор передвигается в коляске.

— Устал я уже на месте сидеть. В больницу добраться — сплошные мучения, опять же мама пожилая, тоже ходить тяжело. Раньше дочку из садика еще забирал, так приходилось целый километр на коляске с ней пробираться, — откровенничает Вадим. — Будут права — машину куплю, на работу устроюсь.

— У меня еще женщина учится, так ей 54 года, — вновь удивляет Анатолий Шаповалов. — Тоже несколько лет дома сидела — сначала стресс из-за потери ноги переживала, потом к компьютеру приобщилась. Сейчас она у меня все упражнения на автодроме выполняет на «отлично». Почему мне проще их учить? Да потому, что никто, кроме меня, не знает всех специфичных нюансов. Человеку без ног противоестественно водить обычную машину — я не смогу выжать педаль газа. Также обычному человеку противоестественно водить автомобиль на ручном управлении. Мои ученики зачастую гораздо лучше управляют машиной, именно потому, что для них это возможность получить свободу. Это очень сильно подстегивает.

Продавать и бомбить

Свое первое авто Анатолий получил от государства в 1986-м. За год до этого выписался из госпиталя, приехал домой, осмотрелся, понял одно — надо жить.

— Дали мне «Запорожец» от государства, я сразу на учебу пошел, — припоминает свой первый опыт собеседник. — Ребята-гаишники нашли мне такого же человека, у которого авто на ручном управлении, мы с ним покатались, потом на права сдал и поехал. Помню, собирал жену, дочку с сыном и первое время просто выезжали на озеро отдыхать. Жена на работу уйдет, ребенок еще маленький, я его покормлю, в машину положу — везу в лес. Там он у меня на свежем воздухе выспится, потом в обратную дорогу. У меня ведь еще сады есть, выезжаю туда только с ночевкой. На такси добираться дорого, а на автобусе… Вы когда-нибудь видели инвалида-колясочника в автобусе?

По словам Анатолия, в 90-е годы пенсия обесценивалась чуть ли не в первые же дни после получения. Прокормиться семье помогла именно машина. После «Запорожца» были «Жигули» — подарок друзей. На нем ветеран-афганец отмотал под миллион километров.

— Сначала дома пакеты для фабрики «Амурские узоры» клеил, большой потребности в автомобиле не ощущалось, но позже пришлось новое занятие искать. Даже «бомбилой» одно время трудился — частным извозом занимался. Позже в торговлю ударился, причем работал сразу на выезде. В шесть часов «затаривался» у благовещенских китайцев товаром, загружал все в автомобиль, ехал в Белогорск. Там на рынке до обеда торговал, делал небольшую передышку у родственников и ехал домой. Так изо дня в день. В принципе получалось неплохо, но со временем все же устал.

Техническая помощь

Сейчас основным средством передвижения Анатолия Шаповалова является «Тойота-Витц» — еще один подарок многочисленных друзей. Говорит, после установки ручного управления ездить на такой — одно удовольствие. Есть еще личная «Ока» от государства. Но к ней особое отношение. Еще одна кормилица и очередной повод заняться любимым делом — покопаться в машинах.

— Я ее в качестве скорой технической помощи использую. У меня там все инструменты, запчасти, приспособления. Бывает, позвонят люди, попросят починить автомобиль, так сразу собираюсь. Я только кузова не делаю, а что касается двигателя, коробки передач, «ходовки» или сцепление надо поменять — за все берусь, — рассказывает водитель с самыми настоящими неограниченными возможностями. — Дорого не беру, но стараюсь на совесть делать. За лето четыре или пять машин отремонтировал.

Анатолий Шаповалов из тех людей, что на судьбу не сетуют. Делает свое дело спокойно, без жалоб и каких-то претензий. Каждое утро в 7.15, как он сам говорит, «выходит» из дома, отправляется в автошколу, готовит маленькую скромную учебную «Оку». На ней же сам собирает своих учеников, привозит на автодром или на автотрассу, показывает, рассказывает, все делает на собственном примере. Домой возвращается поздно — закрутившись в круговерти забот, бывает, что и за полночь. Ведь помимо работы есть еще дела житейские.

Говорят, люди, даже самые закомплексованные в своих недугах, начинают верить в собственные возможности после первого занятия с ним. Ведь ему не нужно приспосабливаться под условия, он такой же, как они. И такой же, как все.

Пополам с государством

Как уже писала АП, областной бюджет запланировал два миллиона рублей на организацию обучения инвалидов вождению. Государство оплатит половину стоимости курсов и проживание в Благовещенске из расхода до 400 рублей в сутки. Программа рассчитана на несколько лет.

«Программа обучения вождению инвалидов рассчитана в основном на людей, потерявших или повредивших руку либо потерявших, повредивших одну или обе ноги. Многие из них стремятся за руль, и машин с ручным управлением достаточно. При этом не обязательно ориентироваться только на «Оку» — даже джип можно приспособить под такого человека», — отмечает замминистра социальной защиты населения области Евгений Степанов.

Андрей Анохин

Источник: ampravda.ru