Архив:

Порог для инвалида

Чиновники периодически рапортуют о пополнении списка доступных для инвалидов объектов культуры, здравоохранения, образования. Так, по последним данным соцзащиты, на сегодняшний день в столице порядка 50 тыс. таких объектов приспособлены для инвалидов. До конца года власти обещают довести число полностью или частично адаптированных зданий до 74%. И такая перспектива не может не радовать. Вот только до этих поликлиник, музеев, университетов и прочих обустроенных для инвалидов учреждений им еще нужно добраться.

А делать это зачастую приходится по, увы, не приспособленным для этого дорогам, подземным и наземным переходам, что и показала недавняя акция журнала "Большой город". Какие препятствия встречают людям с ограниченными возможностями на пути к полноценной жизни, и почему усилия города по созданию безбарьерной среды оказываются тщетными? Об этом в пресс-центре "Росбалта" рассказали люди, которые знают об этих проблемах не понаслышке.

По словам детской писательницы, педагога, инвалида-колясочницы, воспитывающей девятилетнего сына, Татьяны Рик, барьеры встречают людей с инвалидностью сразу при выходе из дома. Первый – отсутствие в нем лифтов. Правда, в некоторых жилых домах этот недостаток компенсируется наличием подъемников. Но во всех ли? В доме Татьяны такой проблемы нет, но есть другая: после ремонта при выходе из подъезда появился порожек. И если для большинства жильцов эта перемена едва ли была заметной, то для колясочницы она оказалась серьезным препятствием. "Благо, что ребенок уже повзрослее стал и может слегка наклонить коляску, чтобы помочь мне выйти на улицу. Но ведь и он бывает рядом не всегда", — сетует собеседница агентства. Но, несмотря на многочисленные просьбы Рик убрать порог, инженерные службы твердят одно и то же: жильцы не согласны!

Татьяна до сих пор недоумевает, кто же именно в ее подъезде "не согласен", ведь все жильцы, вроде, адекватные люди и вполне дружелюбно общаются с соседкой. А вот руководитель программ по трудоустройству людей с инвалидностью РООИ "Перспектива" Михаил Новиков недоумевает по другому поводу. "Ни в одном законодательном акте не прописано, что доступная среда должна создаваться при согласовании с жильцами дома, района. Напротив, во всех документах сказано, что общественные и жилые здания должны быть приспособлены для людей с инвалидностью. Причем, при первичном строительстве или реконструкции эти требования должны соблюдаться в обязательном порядке", — подчеркнул собеседник агентства.

Но одним порожком проблемы Рик не заканчиваются. "Много лет я бьюсь за то, чтобы мне убрали всего одну секцию бордюрного камня по дороге к торговому центру, куда я с ребенком периодически хожу", — рассказывает писательница. Дело в том, что от торгового центра ее дом отделяет небольшая площадь, пройти через которую не представляется возможным: с одной стороны съезд на площадь сделан (бордюр убрали), а с другой – нет. И приходится колясочнице обходить площадь по проезжей части, где постоянно курсируют автобусы и машины, а на обочине припаркованы авто, водители которых, выезжая, могут попросту не заметить инвалида в коляске и сбить. И при этом не следует забывать, что ходит в торговый центр Татьяна с ребенком.

Много лет собеседница агентства ведет по этому поводу переписку с управой района, но эту, в сущности, пустяковую просьбу – убрать одну секцию бордюрного камня — чиновники выполнить отказываются. "На все мои обращения о том, чтобы сделать второй заезд на площадь, мне отвечают, что рядом есть подземный переход, по которому я и должна ходить. Но это же самоубийство – спускаться по "рельсам" с вертикальным слетом, которые, к тому же, редко подходят по ширине коляски. А именно такие рельсы сегодня устанавливаются в неимоверных количествах по всему городу, и, согласно фантазиям здоровых людей, должны быть для нас удобными", — отметила колясочница.

Рик не отрицает, что делает город это только с благими намерениями, и, устанавливая новые рельсы, чиновники хотят лишь одного – помочь инвалидам жить полной жизнью. Правда, то ли практических знаний им не хватает, то ли скрупулезности в работе, но рельсы не подходят не то что инвалидам-опорникам, но даже мамам с детскими колясками.

Отсутствие безопасной возможности спуститься в метро мешает инвалидам пользоваться этим видом транспорта. Правда, на некоторых новых станциях метро есть лифты, в которых инвалиды беспрепятственно могут спуститься к платформе. Жаль только станций таких сегодня не так много. "Был недавно на станции метро "Славянский бульвар", — рассказывает Михаил Новиков. – Спустился вниз на лифте, проехался несколько станций и вернулся обратно, чтобы из подземки выйти". Кроме того, не на всякой станции у инвалидов есть доступ к лифтам, заметил собеседник агентства. Как правило, дежурные по станции закрывают лифты на ключ, чтобы никто, кроме инвалидов, ими не пользовался. И чтобы спросить ключ, (вот парадокс!) инвалиду-колясочнику нужно спуститься вниз по лестнице к дежурному по станции.

"За рубежом лифты делаются не только для инвалидов, но и для пожилых людей, людей с избыточным весом, мам с колясками, то есть для всех, кому бы они могли быть полезны. Точно так же приспособления для незрячих упрощают жизнь слабовидящим, которых в разы больше", — отметил Новиков. Ждать подобного подхода и в России нам, видимо, придется долго.

Но есть, помимо общественного транспорта, и еще один способ, который позволяет колясочникам вести активную жизнь, не ограниченную четырьмя стенами – собственный автомобиль. "Много лет я ездил на метро, потому что не было возможности ни права получить, ни купить машину. Но сейчас могу смело утверждать, что автомобиль – совершенно другой уровень свободы и возможностей", — поделился представитель "Перспективы".

Купить авто для инвалида, как впрочем, и для человека без ограничений по здоровью – дело серьезное. Для начала нужно получить права, а сделать это в столице можно лишь в одной организации, имеющей в своем распоряжении специально переоборудованные для инвалидов авто. Кроме того, нужно еще где-то найти деньги на покупку и переделку личного транспортного средства. По словам собеседника агентства, машину можно взять в кредит. Если есть официальная зарплата, то особой дискриминации в отношении кредитов для инвалидов нет, за исключением ипотеки.

Но пройдя все эти этапы и, наконец, обретя ключик к свободе, инвалиды сталкиваются с еще одной, пожалуй, наиболее досадной проблемой: парковочные места для людей с ограниченными возможностями есть, но, как правило, всегда заняты. Никто ведь не следит, чтобы на них парковались инвалиды и никто другой, а сами автолюбители, видимо, не до конца понимают, для чего инвалидам парковочные места.

Есть и еще одна проблема, которая никак не дает людям с ограниченными возможностями почувствовать себя с другими на равных – туалеты. Сегодня во многих учреждениях совершенно разной направленности сочли своим долгом на одну из кабинок повесить значок "для инвалидов". Но большинство туалетов, отмеченных такими наклейками, по словам Татьяны Рик, увы, не обустроены соответствующим образом. Кабинка должна быть большой, чтобы инвалид мог заехать туда в инвалидном кресле, закрыться, и иметь возможность комфортно воспользоваться ею по назначению. Но таких не много. В основном значки развешены, видимо, с той целью, чтобы инвалид мог пройти в кабинку вне очереди, и совершенно не говорят о том, насколько туалет приспособлен. "Но в отличие от доступности улично-дорожной сети, на акции по доступности туалетов журналистов, пардон, не потащишь. Хотя эта проблема даже посерьезнее будет", — считает собеседница агентства.

При этом гости "Росбалта" отмечали, что во многих случаях инвалидам все же идут на встречу. Пошел у Татьяны ребенок в школу, и она попросила у администрации пандус, который, к слову, без проблем сделали. А к началу этого учебного года писательницу ждал новый сюрприз – туалет для инвалидов.

"Мы видим, что многие готовы нам помочь, но просто не знают, как это сделать правильно", — подмечает Рик. И в этом нельзя с ней не согласиться. Готовясь к встрече гостей в инвалидных креслах, "Росбалт" обзавелся ступенькоходом, который агентству любезно предоставили в ООО "МАШ XXI век". Привезли, испробовали и ждали прибытия спикеров с ощущением полной готовности. И как же было неловко, когда ни для одного вида колясок (а их на мероприятии было целых три), чудо техники не подошло. Но если для трех видов колясок сложно найти подходящее решение, позволяющее подняться по крутой лестнице, то стоит ли пенять на чиновников, которые оборудуют город "неудобными" рельсами, стараясь угодить всем?

По словам собеседницы агентства, здоровым людям сложно понять, что удобно для инвалидов, а что нет. Вот, например, делают в некоторых местах новые низенькие бордюры. Прекрасно! Но рабочие на местах взяли и вместо одного сантиметра сделали пять — на глаз. Для них эта разница не существенна, а инвалиду, особенно на электрической коляске, она не позволит проехать.

По мнению Новикова, все дело в том, что ни в одном институте нет курса по созданию безбарьерной среды, где людей, которые проектируют, строят, обустраивают город, учили бы, как это сделать не только красиво и функционально, но и удобно для всех. Но пока специалисты не особенно стремятся сделать город доступным, а инвалиды не обладают специальными навыками, чтобы помогать и наставлять их в этом (или хотя бы должным образом проконтролировать), город далек от того, чтобы называться удобным для всех.

Анна Семенец

Источник: rosbalt.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ