Архив:

Они не пройдут

Водители В Саратове все больше предпочитают передвигаться на внедорожниках, а велолюбители - на горных велосипедах с толстенными колесами. А все потому, что рельеф трасс и тротуаров сложный, иногда непредсказуемый. Иной раз, глядя на «пересеченную местность» наших улиц, задумываешься над тем, а существуют ли «горные коляски» для инвалидов? Если их еще не изобрели, то нужно срочно восполнить этот пробел - в рамках программы «Доступная среда»...

Министерство социального развития Саратовской области видит свою миссию в том, чтобы «исправить недостатки жизненного уклада наших населенных пунктов, мешающие людям с ограниченными возможностями чувствовать себя полноправными членами общества». По крайней мере, так написано на их сайте. Тут же посетителей просят «не просто сообщать о фактах отсутствия доступной среды в зданиях, на транспорте, доступа к информации, но и стараться предложить свои конструктивные замечания и предложения о том, как можно изменить существующую ситуацию». Что ж, не останемся в стороне от этого заманчивого предложения и попытаемся довести до реализаторов программы свой конструктив.

Для того чтобы узнать, как живется человеку с ограниченными возможностями в нашем городе, мы пообщались с активистом неформального объединения инвалидов-колясочников Саратова Виталием Телегиным.

- Виталий, я знаю, что ты очень активно передвигаешься по городу, бываешь во многих заведениях, пытаешься пользоваться транспортом. С какими проблемами приходится сталкиваться?

- Знаешь, в Советском Союзе говорили: «Все лучшее - детям». Но все в реальности знали, что это лишь лозунг. Так и у нас - по телевизору показывают, как чиновники с большой помпой вручают низкопольные автобусы со встроенными аппарелями. Мол, все лучшее - инвалидам. А на практике оказывается, что на автобусах сэкономили. Потому что аппарель должна выдвигаться автоматически. А тут водитель должен встать со своего места, откинуть этот мостик вручную и закатить инвалида. В реальности автобус просто проезжает мимо колясочника. Что и говорить о маршрутах, на которых работают одни микроавтобусы? В итоге я езжу на такси.

- Можно ли как-то бороться с этим явлением? По сути, водитель нарушает закон - ведь есть какая-то ответственность бизнеса за то, что его услуги недоступны для инвалидов!

- Да, такая ответственность есть. Но я должен записать номер такого автобуса, пойти в прокуратуру или суд, подать иск или написать заявление. Но все дело в том, что эти структуры для колясочника в своем большинстве просто недоступны! Я просто не могу туда попасть! Вот взять, для примера, суд Заводского района - я лишь могу надеяться, что ко мне кто-то выйдет, чтобы взять бумаги.

- Сталкиваешься ли ты с тем, что чиновники и инвалиды по-разному вопринимают понятие «доступность»?

- Таких примеров сколько угодно. Та же администрация Заводского района - там вроде бы есть пандус, но его перила так широко расставлены, что за них почти невозможно держаться. Очень важный момент - чиновники не понимают, что инвалид должен взбираться на пандус, держась за перила обеими руками. Причем перила должны быть двойными - ведь люди бывают разного роста и возможностей. Впрочем, что я рассказываю - есть ведь СНиП 35-01-2001, где все четко расписано. А делают почему-то всегда на глазок. Угол наклона не должен превышать 8 градусов, а делают иногда и все 45! Наверное, эти горе-строители не представляют себе, как перемещается инвалид!

- Стал ли доступней наш железнодорожный вокзал? И вообще, насколько удобна железная дорога для тебя и твоих коллег?

- Само здание вокзала, безусловно, стало доступнее. Но вот попасть на пути по-прежнему можно лишь по наземному переходу - мост и подземный переход для нас закрыты. И вот тут случается закавыка - наземный переход часто перегорожен стоящим поездом.

Что касается самих поездов - последнее время стали строить специальные вагоны для инвалидов - в лучшем случае к поезду прицепят один такой вагон, в котором одно специальное купе. А что делать в том случае, если тем же поездом решит поехать другой инвалид? Пригородные электрички и вовсе недоступны, хотя вполне можно поднять уровень перронов.

Жаль, но многие до сих пор уверены, что для инвалида достаточно положить п-образный профиль на лестницу, и он как-то съедет. Видимо, высекая искры на лету от скорости. К тому же, все коляски разной ширины - не у всех колеса попадут в эти «рельсы».

- Расскажи, пожалуйста, как обстоят дела с санаторно-курортным лечением инвалидов.

-Дела обстоят очень интересно. По крайней мере, так было при прежнем руководстве. Вообще-то по закону раз в год должны давать путевку на 42 дня. И мне и сопровождающему лицу. Но мне говорят: «У нас мало денег, поэтому поедете на 21 день. Пускай побольше инвалидов смогут поехать». И вот зимой ребят отправили в санаторий «Сергиевские минеральные воды» - совершенно случайно там в этот период шел ремонт, в номерах было холодно, текли потолки. Моих коллег сразу же после заселения переводили из номера в номер - вставляли окна. Так и гоняли по всему санаторию. Что касается тамошней грязелечебницы, то там ванная с отвалившимся кафелем, всюду грибок, на потолке разводы. Садишься туда, глядишь кругом и думаешь: «Куда я попал?» И вот такой санаторий выигрывает тендер, причем нас отправляют в тот период, когда никто туда и даром не поедет.

- Какие коляски дают инвалиду? Устраивает ли тебя и твоих коллег их качество?

- Выдают, естественно, самые дешевые, китайские или российские старого образца коляски, которые ломаются через полгода. У Виктора Кочкина, одного из победителей «Минуты славы», к примеру, она уже пришла в негодность. Есть проблема с ремонтом колясок - нет ремонтной базы, деталей. Отечественные коляски тяжелые и неудобные. А импортные стоят от 60 тысяч рублей и выше. Но зато в них по-настоящему удобно. Чтобы добиться выдачи той коляски, которая меня устраивала, я должен был сам искать предложения в Интернете, вручать распечатки специалистам министерства, которые даже не знали, что такие фирмы существуют. Выходит, что функция этой струкуры - замалчивать и «не пущать», чтобы инвалиды чего-нибудь лишнего не узнали?

- Выходит, так... Давай коснемся проблемы денежного обеспечения. Устраивает ли тебя твоя пенсия?

- Прожить, а точнее - выжить на нее можно, грех жаловаться. Но вот что интересно: федеральный закон №122-ФЗ лишил меня и других инвалидов локальных войн автомобиля. Теперь раз в семь лет машину могут получить лишь так называемые «производственные» инвалиды, то есть те, кто получил травму на производстве. А ведь я, простите за пафос, не пьяный в аварию попал. Я Родину защищал. А Родина мне, по сути, сказала: извини, ты мне слишком дорого обходишься. Впрочем, те машины, которые давали до этого закона, были браком с конвейера - иногда и до дома без поломки на них нельзя было доехать. В свое время я получил «Оку», которая даже была не грунтована... Это из раздела «все лучшее — детям». Россия, как написано в Конституции, социальное государство, которое заботится о женщинах, стариках, детях и инвалидах.

И вот еще какой момент. Недавно, благодаря новому закону, инвалидам от Министерства обороны и внутренних войск МВД стали доплачивать по 14 тысяч рублей ежемесячно. Будь у меня эта надбавка, я бы плюнул на все эти путевки и коляски. Сам бы себе все купил - ведь это был бы совершенно другой уровень жизни. Но оказалось, что мне, воевавшему в составе отряда специального назначения УФСИН, такая надбавка не полагается.

- Про что еще забывает государство? Что остается «за кадром» госопеки?

- Есть такая вещь, о которой никто не помнит. Называется она «абилитация». Это когда человека уже невозможно реабилитировать физически, то есть полностью восстановить ему здоровье. Тогда его нужно абилитировать, то есть приспособить к жизни в новом качестве, адаптировать. Государство этим не занимается. А зачастую просто необходимо переделать вход в подъезд, сделать пандус в подъезде, изменить вход в квартиру, в санузел, ванную комнату - это по сегодняшним временам стоит недешево. У инвалида на такие работы, разумеется, денег не хватает. Хорошо было бы, чтобы государство обеспечивало хотя бы льготное кредитование на такие нужды. А вообще-то было бы неплохо, чтобы инвалидам, которые томятся в неволе, на последних этажах хрущевок, предложили бы переехать в новое жилище - там, где есть лифт и пандусы, как во многих новостройках Солнечного. Нужна госпрограмма. Да, не все согласятся. Но предложить нужно.

- О чем бы еще хотелось поговорить?

- Говорить о проблемах можно бесконечно. Чиновники не любят слушать о проблемах и предлагают говорить «о хорошем». Вот, в частности, в Саратове нет гостиницы, доступной для инвалидов. Когда к нам приезжали спортсмены-инвалиды на соревнования по плаванию, их поселили в гостинице «Волна». Матери вынуждены были нести своих детей на руках, одной даже плохо стало - надорвалась. А по телевизору показали все в розовом свете - мол, приехали, поучаствовали.

У нас нет развлекательных учреждений, ночных клубов для инвалидов. А мы тоже хотим туда ходить, хотим, чтобы там был оборудован вход для нас, туалет. Спортучреждения и бассейны тоже не предусматривают существования инвалидов. В бассейне «Саратов» такой пандус, что закачаешься. Даже с чужой помощью взобраться туда непросто.

Когда я вижу недоступный магазин, кафе или любое другое учреждение, кто должен подавать в суд? Я сам или все-таки это должны делать уполномоченные структуры? Мне кажется, нужно увеличить штрафы для тех, кто не создает условий. И постоянно проверять весь город. И этим явно должны заниматься не инвалиды, хотя они и готовы помогать в этом.

- В завершение нашей беседы назови несколько зданий в городе, куда тебе нужно было попасть, но доступ туда остался закрытым?

- В моей коллекции сколько угодно таких мест. Аптека «Алфавит» возле политеха - пандус есть, но заехать туда нельзя. Или, к примеру, здание Сбербанка на Вавилова - вроде центральный офис, но недоступен для колясочника. Там же располагается и Ростелеком, куда я тоже не смог заехать. Да у нас почти все так сделано. Даже когда банкомат стоит на улице, перед ним «заботливо» размещают приступочку - и я остаюсь без денег в нужный момент. И это если не говорить о том,что перемещаться в коляске по нашим тротуарам просто опасно.

Александр Сорокин

Источник: nversia.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ