Архив:

СуперБаха против осьминога

Николя Журну и Бахытжан Джуманов смеются и побеждают!

Алматинского подростка атаковал жестокий и беспощадный враг! Он предстал в образе отвратительного осьминога, сковавшего мальчика по рукам и ногам. Чтобы победить злодея, Бахе придется стать супергероем… Впервые казахстанские инвалиды громогласно обратились к обществу с требованием: перестаньте нас жалеть! Презентованная на днях книга комиксов о парне, страдающем ДЦП, наглядно демонстрирует читателям: люди с ограниченными возможностями хотят, а самое главное – могут быть веселыми и жизнерадостными.

На презентации комиксов "Mes que un blog.kz" ("Больше, чем блог") Бахытжан Джуманов выглядел напряженным. Он сидел в инвалидном кресле и беспокойно всматривался в лица зрителей и тех, кто выступал с торжественными речами. Казалось, его сильно напрягает вся эта ситуация. Но когда я подошла к парню, он изменился в лице, стал улыбаться и с удовольствием, хоть и не без труда, ответил на несколько вопросов.

Весь процесс работы над комиксами, в которых Баха играет главную роль, был для него очень приятным и волнующим. Ежедневное общение с французским иллюстратором Николя Журну, живущим в Алматы с 2006 года, принесло 18-летнему юноше массу новых впечатлений. У Бахи есть свои любимые эпизоды, кажущиеся ему наиболее смешными. И в целом после выхода книги он чувствует себя более значимым и счастливым.

Не меньше энтузиазма по поводу выхода юмористического сборника испытывают и другие колясочники. Председатель ассоциации женщин с инвалидностью "Шырак" Ляззат Калтаева отметила, что комиксы – самый удобный и правильный формат подачи информации о людях с ограниченными возможностями.

– Когда к нам только обратились с просьбой подсказать подходящую кандидатуру на роль главного героя, я напряглась, – говорит Калтаева. – Подумала, что планируется опять нечто жалостливое и скучное. Но опасения рассеялись, когда увидела первый выпуск и поняла – это именно то, что нужно! Описывая жизнь инвалидов, необходимо использовать юмор, потому что мы сами много смеемся, находясь в своей компании. Здоровые люди просто этого не видят. Кстати, идея с комиксами уже давно витала в воздухе. Мы, например, придумали свою мультяшку – девочку в коляске. Осуществить этот проект мешает только отсутствие времени. Нашей героине примерно 10–12 лет, она обладает веселым и даже дерзким нравом – ей все по плечу. Если в истории Журну главный герой – прототип реального человека, то в нашем случае это будет скорее собирательный образ.

– А что вы думаете о самих сюжетах? Насколько они приближены к реальности?

– В этом комиксе вполне реалистично показана обычная жизнь подростка, причем со всех сторон. И мне нравится, что в рассказе о ДЦП нет исключительно медицинского подхода. Диагноз изображен в виде осьминога, и он сдается не только и не столько потому, что его лечат. Обратите внимание, что щупальца монстра во все стороны тянут множество помощников: общество, друзья, семья, психолог, государство и сам "супермен".

"Так мой худший враг атаковал меня еще до рождения, – говорится в эпизоде про осьминога. – Я об этой битве ничего не помню. О ней напоминают только мои шрамы. Но некоторые люди смогут вам о ней рассказать. Татьяна Варзина – одна из таких людей. А еще она мой врач".

– Баха очень даже хорошо развит интеллектуально, – считает Варзина. – Он разговаривает, общается, вот только не пользуется руками, на компьютере играет ногами. Он все понимает, достаточно контактный.

– Что происходит с детьми, больными ДЦП, когда они вырастают?

– Они, как правило, исчезают для общества. Просто не знают, куда пойти. Все зависит от поддержки семьи: если подросток социально адаптировался и приобрел какую-то профессию, он сможет выполнять посильную работу. К Бахе приходит социальный работник, занимается с ним. Мальчик достаточно хорошо освоил компьютер и может реализоваться в этой сфере. Другому ребенку подойдет что-то иное. Ясно одно: родители обязательно должны побеспокоиться о его профориентации.

Сегодня в Казахстане более 50 тыс. детей с ограниченными возможностями. По данным Министерства труда и социальной защиты населения, лишь в 4% дошкольных учреждений и 17% школ создали условия для их интеграции в систему общего образования. Таким образом, охват общеобразовательными программами детей с инвалидностью в 2011 году составил лишь 42,6%.

Отец Бахытжана Бауржан Джуманов говорит и об отсутствии в Казахстане специальных адаптированных вузовских программ по обучению этой группы населения. Он, как и большинство других родителей, считает, что сегодня получить высшее образование ребенку с ограниченными возможностями реально только за границей. Поэтому вынужден откладывать деньги на решение этого вопроса.

Председатель ассоциации родителей детей-инвалидов "Арди", член координационного совета по проблемам инвалидов при акимате Алматы Асия Ахтанова, комментируя ситуацию, отметила, что в основном высшее образование ребята с ограниченными возможностями получают заочно. При этом студентам зачастую приходится восполнять огромные пробелы в начальных знаниях, посещая вечерние школы.

– Образование у нас в республике дети-инвалиды получают вопреки, а не благодаря, – сказала она. – Даже механизмы приема экзаменов в вузы с учетом дифференцированного подхода к каждому случаю детской инвалидности до сих пор не разработаны. Условий для получения полноценного высшего образования для детей с ограниченными возможностями в Казахстане пока нет.

Сам автор и иллюстратор комиксов Николя Журну отметил, что ему было очень приятно общаться с Бахытжаном и его семьей, которая все это время была по отношению к нему гостеприимна и открыта.

– Самым любимым ответом Бахи на вопросы, которые я задавал ему в процессе нашей совместной подготовки к очередному посту, было "не знаю", – с улыбкой говорит Николя. – Мы отправлялись на кухню выпить чаю или съесть по тарелке чего-нибудь вкусного, затем играли в компьютерную игру или гуляли во дворе. А по возвращении домой я пытался склеить крохотные кусочки ответов вместе. Время протекало незаметно. Кстати, сегодня фраза "не знаю" стала привычным ответом и для меня (смеется). Я не знаю, действительно ли "Mes que un blog" – больше, чем блог? Не знаю, больше ли он, чем просто история. Чтобы избежать растерянности и искушений в процессе работы, я с самого начала придерживался двух правил: во-первых, каждый пост, за исключением предисловия, должен быть написан со слов Бахи, потому что важно отразить не только силу его характера и юмор, но и его застенчивость, скрытность. В результате какие-то вопросы так и остались без ответов. Во-вторых, каждый пост претендует на оригинальность, с неожиданными иллюстрациями на привычные темы, связанные с инвалидностью. Это нужно, чтобы удивить читателя и пробудить его интерес.

К одним из самых забавных эпизодов комикса можно отнести пост "Первые знакомства", где Баха рассуждает о реакции людей, которые видят его впервые. "Почти всегда происходит одно и то же: сначала глаза широко раскрываются от неожиданности, а затем, так как человек колеблется между неловкостью и любопытством, становятся похожими на стеклоочистители: смущенный взгляд сменяется на любопытный, опять на смущенный и т.д. Затем наступает момент, когда нужно поздороваться друг с другом, и тут некоторые начинают искать глазами моего отца или кого-то из семьи, кто бы мог помочь. Другие улыбаются мне внушительной улыбкой, чтобы показать, что им не страшно… Именно той улыбкой, которая меня как раз пугает. Еще кто-то хочет пожать мне руку… Но они все передумывают более или менее вовремя..."

Анна Гончарова

Источник: mk-kz.kz