Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Особенности инклюзивного образования

Инклюзивное (французское слово inclusif - включающий в себя, от латинского include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Инклюзивное образование - это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.

Существует восемь принципов инклюзивного образования:

- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

- каждый человек способен чувствовать и думать;

- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

- все люди нуждаются друг в друге;

- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

При инклюзивном обучении дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом "Об образовании", федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ", а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Так же как и все дети с ОВЗ, дети с аутизмом могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и организованного обучения и воспитания - образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития.

Люди с аутизмом нуждаются в специальной образовательной поддержке с раннего возраста и на протяжении всей жизни, при этом правильно организованный школьный период образования является решающим условием дальнейшего социального развития ребенка.

Организация школьного обучения детей с аутизмом требует определения соотношения форм специального образования и интеграции в общеобразовательную среду, соответствующую их особым образовательным потребностям.

Индивидуальное обучение на дому не отвечает потребностям детей с аутизмом, а дефицит социальных впечатлений, ограничение контактов привычной домашней обстановкой способствует их вторичной аутизации. Даже в случаях наиболее выраженного аутизма такой ребенок к школьному возрасту для своего развития нуждается в дозированных, но регулярных выходах из дома в более сложно организованную социальную среду.

Пребывание в образовательной среде специально приспособленной для аутичных детей и исключительно среди аутичных детей может оказать отрицательное влияние на социальное развитие такого ребенка. Однородность состава учеников облегчает создание комфортных условий пребывания, приспособление среды и адаптацию методов обучения к возможностям детей, но объединение детей с выраженными проблемами коммуникации не может способствовать их социальному развитию. Ребенок с аутизмом должен иметь возможность следовать образцам адекватного социального поведения других детей.

Наиболее перспективной формой школьного обучения аутичного ребенка является постепенная, индивидуально дозированная и специально поддержанная интеграция в группу или класс детей с отсутствием или меньшей выраженностью проблем коммуникации, возможности которых на данном этапе оцениваются как сопоставимые с его собственной способностью к обучению. Это может быть как класс общеобразовательной школы, так и классы для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью.

Диапазон различий в развитии детей с аутизмом столь велик, что определение единого для всех итогового уровня школьного образования невозможно, слишком много детей в этом случае окажется вне поля образования. Вследствие неоднородности состава диапазон различий в уровне и содержании школьного образования детей с аутизмом должен включать как полное среднее образование, сопоставимое по уровню и срокам овладения с образованием нормально развивающихся сверстников, так и возможность специального обучения на протяжении всего школьного возраста основным навыкам жизни вместе с близкими людьми.

В проекте специального федерального государственного стандарта специального образования детей с нарушениями развития аутистического спектра, составленном заведующей лабораторией Института коррекционной педагогики РАО Ольгой Никольской, выделены четыре варианта образования для детей с аутизмом.

Первый вариант (цензовый уровень) предполагает возможность получения ребенком с ОВЗ цензового образования - соответствующего уровням образования массовой общеобразовательной школы - в среде сверстников и в общие с ними календарные сроки.

Обязательным условием освоения детьми с аутизмом этого варианта стандарта является систематическая психолого-педагогическая поддержка.

При втором варианте ребенок с ОВЗ получает цензовое образование среди сверстников со сходными проблемами развития, где организация среды, рабочего места и самого процесса обучения может оптимально отвечать нуждами обучаемой категории детей.

В этом случае обучение может быть в большей степени индивидуализировано, а его сроки продлены.

Возможен вариант начального образования ребенка с аутизмом среди детей с ДЦП (детский церебральный паралич), обучающихся по общей программе или по программе для детей с задержкой психического развития.

Эти варианты интеграции могут быть плодотворными лишь при условии, что способности к обучению аутичного ребенка и его соучеников находятся на сопоставимом уровне и при отсутствии выраженных проблем поведения и нарушений коммуникации у его одноклассников.

В связи с особым характером задержки психического развития при аутизме градация простого и сложного у аутичного ребенка может быть несколько иной, чем у его одноклассников, поэтому в обучении он может, как отставать, так и опережать их. Это требует индивидуальной корректировки программы обучения, позволяющей и оказывать коррекционную помощь и увеличивать интеллектуальную нагрузку, выходя за рамки программы и не занижая возможности ребенка.

Третий вариант
специального образования для детей с ОВЗ (нецензовый) также предполагает их обучение в среде сверстников со сходными проблемами развития. Третий вариант открывает для значительной части аутичных детей возможность обучаться в школе или классе для детей с умственной отсталостью. Для успешного обучения такому ребенку требуется массированная специальная психолого-педагогическая поддержка и уменьшение наполнения класса, в который он интегрируется.

Четвертый вариант специального стандарта предполагает индивидуальный уровень итогового результата школьного образования.

Важную роль в определении образовательного маршрута ребенка с ОВЗ играют психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК). В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 24 марта 2009 года, ПМПК проводят комплексное обследование детей; осуществляют подготовку рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания; а также содействие в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, оказывают консультативную помощь родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ.

С 1 апреля 2012 года ПМПК работают на базе каждого административного округа города Москвы.

В связи с принятием 28 апреля 2011 года Закона города Москвы "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья" в Москве в каждом округе определены школы, реализующие инклюзивную практику. Эти образовательные учреждения представлены на электронном портале, посвященном инклюзивному образованию в Москве.

В справочнике "Образовательные учреждения города Москвы, реализующие инклюзивную практику" представлены ресурсные центры по развитию инклюзивного образования и образовательные учреждения, реализующие инклюзивную практику в системе дошкольного образования.

Для проведения коррекционно-развивающей работы специалистов различного профиля с детьми с синдромом раннего детского аутизма (РДА), обеспечения первичной адаптации в группе сверстников без индивидуального сопровождения взрослого, подготовки ребенка с РДА к посещению инклюзивной группы в некоторых детских дошкольных учреждениях созданы группы развития "Особый ребенок".

В настоящее время в Москве открыто 70 групп "Особый ребенок".

Направление детей в группы кратковременного пребывания детских садов осуществляется окружными управлениями образования по месту жительства ребенка на основании заключений, выданных окружной ПМПК. В сборнике "Московские организации, помогающие детям с особенностями развития" перечислены группы кратковременного пребывания, в том числе "Особый ребенок".

Получение высшего профессионального образования для лиц с ОВЗ возможно в различных формах, в том числе и в дистанционной. Список учреждений, рекомендаций и интернет-ресурсов по реализации дистанционного обучения представлен в справочнике "Дистанционное обучение". Среди высших учебных заведений - Московский психолого-педагогический университет, Московский авиационный институт, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Московский государственный институт электроники и математики и другие.

Среди столичных высших учебных заведений, имеющих некоторый опыт обучения студентов с ограниченными физическими возможностями, - Русский гуманитарный интернет-университет, Московский государственный социально-гуманитарный институт, Московский государственный социальный университет, Московский государственный университет печати и другие.

Источник: ria.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ