Архив:

Мозговая катастрофа

Что объединяло Эйзенхауэра (34-го президента США) и Черчилля (премьер-министра Великобритании)? ИНСУЛЬТ. Они не только перенесли этот недуг, но и впоследствии стали выдающимися активными деятелями второй мировой войны и послевоенной эпохи.

КУДА ПРИШЛИ?

Свидетелем отвратительной сцены пришлось мне невольно стать в приёмном покое ЦРБ.

Великовозрастный сын привёз старого немощного отца, перенёсшего некогда инсульт, для госпитализации в неврологическое отделение. Дескать, жена временно отсутствует, а ему самому предстоит срочная командировка. Словом, дедушка остаётся без присмотра. В госпитализации ему отказали. Дело в том, что мужчина за последние три месяца с небольшими интервалами уже трижды проходил лечение. После отказа доктора принять старика на больничную койку, обиженный сынок разразился отборными непечатными ругательствами, послав всех медиков по короткому, но ёмкому адресу. От увиденного и услышанного в ступор «вошли» даже охранники больницы.

- К сожалению, - говорит Наталья Симоненко, заведующая неврологическим отделением, - в городе нет стационарного реабилитационного центра для людей, перенёсших инсульт. А неврологическое отделение - не социальный приют. У нас 35 коек, ещё пять - с функцией дневного стационара, которые, по сути, используются как стационарные.

Средняя длительность лечения заболеваний по законченным случаям утверждена Приказом Минздрава РК. Так, например, больной с ишемическим инсультом находится в больнице от 21 до 23 койко-дней, с внутримозговым кровоизлиянием - 27 койко-дней.

- За это время снимается острая патология, - продолжает Наталья Фёдоровна, - главное, не дать больному умереть. Затем начинается ранний восстановительный период. Больной выписывается на амбулаторное долечивание под наблюдение участкового терапевта и невропатолога поликлиники. Мы созваниваемся с регистратурой, в активе терапевта на дому уже расписаны по пунктам все этапы реабилитации.

Ошибочно считать родственникам, акцентируют медики, что выписанный больной уже полностью выздоровел. Мозговая «катастрофа», как её ни называй (инсульт, ишемия мозга, и т.п.), процесс наступившей патологии. Но его можно приостановить. Для этого нет необходимости ежемесячно находиться в отделении. В ЦРБ отдельно работает дневной стационар с сестринским уходом на 20 коек (в исключительных случаях решается вопрос и о госпитализации). Кроме того, все больные находятся на диспансерном учёте у невропатолога, который рекомендует пациенту раз в полгода (в год) повторную сосудистую терапию в условиях отделения.

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?

Реальный случай из истории больного. Мужчина, работающий водителем вахтовым методом, приехал домой. В течение недели у него немели конечности. Жена его лечила и горячими ванночками и какими-то мазями. Когда рука у супруга повисла, а нога потеряла двигательные функции, лишь тогда они обратились за помощью в больницу.

- По моим собственным наблюдениям, - отмечает Наталья Фёдоровна, - провоцирующим моментом, приведшим к инсульту, в 85 процентах случаев явилось злоупотребление алкогольными напитками: после встречи Нового года, семейных торжеств и т.д.

В последнее время наметилась тенденция увеличения числа больных из стран СНГ, приехавших в наш регион. Игнорирование медицинского обследования, а в некоторых случаях - устройство на работу и вовсе по «липовым» справкам, приводит к искажению реальной картины физического здоровья человека. Бывает, мигранты и их работодатели не учитывают климатические условия Севера. Недавно умер 28-летний парень, которому, как оказалось, была противопоказана работа в суровых условиях Приполярья. Поэтому так важна госпитализация в первые 3-6 часов с начала признаков инсульта. Так называемое терапевтическое «окно» обеспечивает максимальное и эффективное восстановление функций после мозговой «катастрофы».

Время после инсульта условно разделяют на острый период (до 3 недель), восстановительный (до 1 года) и резидуальный (свыше года).

КТО ПОМОЖЕТ?

Реакция со стороны больного и его близких наблюдается самая разная. Одни впадают в отчаяние, другие, особенно если последствия инсульта относительно лёгкие, наоборот, успокаиваются, как будто бы ничего особенного не произошло. Поведение тех и других - неадекватное.

Большую роль в проведении восстановительного лечения играет семья, так как значительную часть этого периода больной проводит дома. Известны случаи в практике УЦРБ, когда даже после пяти-шести лет полуподвижного образа жизни, больные вставали, пусть с палочкой, но ходили, учились по-новому говорить. Прежде всего, семья должна побуждать больного к занятиям по восстановлению функций. Например, в Центре медико-социальной реабилитации «Берегиня». Это учреждение не стационарное. Сюда приходят люди за получением реабилитационных услуг (как правило, 10-15 сеансов).

- Услуги включают консультации психолога, - поясняет Людмила Лесникова, директор Центра «Берегиня», - специалистов по социальной работе, лечебную физкультуру, комнату разгрузки эмоционального состояния (релаксация). С пациентами разных возрастных групп занимается инструктор по труду (иначе - кружковой работе: вышивание, в том числе бисером, вязание, резьба по дереву и т.д.).

Инвалиды занимаются по индивидуальной реабилитационной программе. Кто-то приходит сам, кого-то приводят родственники. К тем, кто практически прикован к постели, специалисты приходят на дом. Как правило, это услуги массажиста, специалистов лечебной физкультуры, психолога, и т.п.

Специалисты по социальной работе объясняют инвалиду его льготы и права. Все предоставляемые услуги для инвалидов, а также для малообеспеченных граждан оплачивает администрация города. Усинск - единственное муниципальное образование в республике, взявшее на себя эту обязанность.

Возвращаясь к случаю, описанному в начале статьи, хочется всё же напомнить, что не меньшая, а скорее большая роль принадлежит родственникам в дальнейшем восстановлении здоровья близких. Семья должна поддерживать оптимистический, бодрый дух в больном, вселять уверенность в своих силах и возможностях.

ПРИТЧА, КАК ЭПИЛОГ

Некий мирянин пришёл к старцу и сказал: «Батюшка, родители мои всё плачутся да бормочут. Видно, от старости ум за разум заходить начал. Как мне переносить это, не отправить ли их в богоугодное заведение?»

«Понимаю, брат, трудно, - покачал головой старец, - но вспомни... Когда ты был в люльке, ведь тоже день и ночь хныкал и большим умом не отличался. А отец с матерью тогда брали тебя на руки и ласкали нежно, с любовью. И скорее бы с жизнью расстались, чем с тобой».

Наталья Осокина-Седова

Источник: usinsk.eu

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ