Архив:

Как повернули, так и вышло

Вот уж точно, понедельник - день тяжелый. Но хуже, когда и вторник превращается в понедельник, и последующие дни... Попытка разрешить проблему, с которой столкнулись родители детей-инвалидов, напомнила мне сюжет популярной комедии «День сурка», главный герой которой оказывается в некой временной петле. Попросту говоря, ходит по кругу.

Впрочем, давайте без лирики. 1 сентября 2008 года вступил в силу Федеральный закон № 48 «Об опеке и попечительстве». Он, в частности, изменил порядок получения опекунами и попечителями пенсий, пособий и иных социальных выплат, предоставляемых на содержание их подопечных. Начиная с апреля они могут получить их только в том случае, если документы, дающие право распоряжаться этими средствами, оформлены через филиалы Сбербанка и отделения почтовой связи. А главное - оформлены на имя самого пенсионера (здесь подразумеваются и дети, и недееспособные взрослые, которым назначены пенсии и пособия).

Прежде такие документы оформлялись на имя того (человека или учреждения), кто обеспечивает содержание своих подопечных. Новшество, как не раз подчеркивалось в центральных СМИ, введено именно в интересах последних. По идее, закон должен усилить контроль за тем, как и на что тратят их деньги опекуны и попечители. Ведь бывает же - немощные старики и инвалиды не видят и корки хлеба, в то время как «благодетели» спускают эти денежки на водку и закуску. Увы, бывает... Так что, пожалуй, каждый здравомыслящий человек понимает: закон крайне нужный.

К тому же теперь всех опекунов и попечителей пропустят, так сказать, через сито государственных инстанций, в ведении которых находится данный вопрос. Чтобы и дальше иметь право распоряжаться средствами опекаемых, согласно новому порядку они должны получить разрешение на это в органах опеки. После этого следует открыть на имя подопечного счет в кредитном учреждении и подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда о доставке пенсии на имя подопечного... Впрочем, надо заметить, что разрешение на распоряжение денежными вкладами и имуществом опекаемых и прежде необходимо было подтверждать ежегодно.

И все вроде бы понятно, если бы не одно «но». В Мурманске более семисот родителей получают средства социальной поддержки на содержание несовершеннолетних инвалидов - своих детей. Они несут на своих плечах тяжкий крест. Но и в мыслях не имеют переложить заботу о собственном несчастном ребенке на кого-то другого. Во всяком случае, пока сами живы...

Но на днях часть из них получили бумагу из управления Пенсионного фонда в Первомайском округе Мурманска. В ней говорится: мол, согласно закону «Об опеке и попечительстве» вводится новый порядок получения денежных средств, предоставляемых на содержание опекаемого. Кроме того, еще и срок установлен, в течение которого следует представить все необходимые документы - до 20 марта. В противном случае с апреля начнутся проблемы с получением выплат. В этом же письме расписаны адреса ведомств, в которые должны обратиться опекуны и попечители в зависимости от того, касается ли вопрос несовершеннолетних опекаемых или взрослых недееспособных.

Получили люди такую бумагу и встревожились: опекуны, попечители... Но ведь они ни то и ни другое. Они родители! Тут есть тонкость: опекуном родитель становится, когда ребенок-инвалид достигнет 18 лет (после признания его недееспособности). Есть и другой, так сказать, вариант: отказаться от него официально и... взять над ним опеку. Но не будем заглядывать в эти непролазные закоулки. Достаточно и того, что люди оказались в тупике: судя по официальной бумаге, государство отказывалось признавать в них тех, кто достоин получать деньги, выделенные государством же на содержание их детей.

Мамы детей-инвалидов толкнулись в одно ведомство, в другое, чтобы узнать у специалистов, что же им делать. А их будто не слышат и знай одно твердят: «Согласно закону вам как опекунам, попечителям необходимо...»

Да не опекуны мы!.. Все это напоминало историю про белого бычка. Только по жанру получалась не сказка, а изматывающий триллер.

Пробивать стену чиновничьего непонимания родителям детей-инвалидов не привыкать. Но в этот раз от бессилия они обратились за помощью в «Мурманский вестник».
Вот тут-то я их очень хорошо поняла. Четыре дня подряд, начиная с понедельника, пыталась найти ответ на вопрос, волнующий этих несчастных родителей. Четыре дня по кругу - из областного Пенсионного фонда в региональные министерства соцразвития и образования - искала тех, кто может объяснить - что же людям делать? И все без толку. Отнюдь не рядовые специалисты, а руководители управлений, начальники отделов были точно в таком же тупике - что же означают понятия «опекун» и «родитель»? С одной стороны, с другой стороны...

С готовностью отозвались на возникшую проблему только в областном министерстве науки и образования. Начальник отдела опеки и попечительства министерства Нина Петрова согласилась с тем, что по-житейски очевидно, кажется, любому: опекун и родитель не одно и то же. Впрочем, уточнила, что это ее личное мнение. И о том, как на финансовые взаимоотношения в этой ситуации смотрит закон, лучше справиться в прокуратуре.

Подозреваю, дело с мертвой точки сдвинулось именно потому, что я последовала ее совету. Во всяком случае, когда в очередной раз обратилась за объяснениями к руководителям профильных ведомств и упомянула о том, что к этой проблеме подключилась областная прокуратура, в ответ послышались какие-то более-менее внятные формулировки.


Наконец-то выяснилось, что порядок доставки назначенных детям пенсий и других социальных выплат по документам, оформленным на имя родителей или усыновителей, остается прежним. Об этом сообщили в областном управлении Пенсионного фонда. Кроме того, в тексте, переданном для опубликования в «Мурманском вестнике», никаких дат, ограничивающих сроки оформления опекунам и попечителям необходимых документов, уже не значится. И хочется надеяться, что это оформление будет проходить все же не одномоментно - на раз-два, а с учетом возможностей людей, скованных, между прочим, многотрудными обязанностями.

А под конец предлагаем вам фрагмент ответа, полученного редакцией из областного управления ПФР:
«Отделение Пенсионного фонда РФ по Мурманской области в целях реализации положений данного закона с октября 2008 года взаимодействует с органами опеки и попечительства Министерства образования и науки и Министерства социального развития Мурманской области с целью предоставления сведений о выдаче разрешений опекунам и попечителям на распоряжение имуществом подопечных. По сообщению территориальных органов Пенсионного фонда РФ, налажено тесное взаимодействие с органами соцзащиты в городах Апатиты, Оленегорск, Североморск, Кандалакша, Кировск, в Терском районе, а также завершена работа по реализации данного закона с отделами охраны детей Печенгского района, городов Снежногорск, Кандалакша, Полярный. В настоящее время органами опеки и попечительства направляются в территориальные органы Пенсионного фонда РФ списки лиц, которым выдано указанное выше разрешение на получение пенсии недееспособного, ограниченно дееспособного или несовершеннолетнего гражданина».

Если я правильно понимаю чиновничий язык, выходит, что нигде больше проблем не возникло. В остальных городах и весях края как-то разобрались с коллизией. Тогда почему же именно в Мурманске блин вышел комом? Почему именно здесь людям изрядно потрепали нервы? Этим вопросом, говорят, задаются и в областном управлении ПФР.

Как сообщили в областной прокуратуре, материалы по данному факту приняты на рассмотрение.

Олбга Нуреева

Источник: mvestnik.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ