Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Бердск: недоступные автобусы

Городской суд 24 июля начнет рассматривать иск прокуратуры к МУП «Бердское пассажирское автотранспортное предприятие» в защиту прав инвалидов. Как сообщила помощник прокурора Бердска Юлия Золотарева, в мае надзорный орган провел проверку соблюдения прав людей с ограниченными возможностями на беспрепятственный доступ к объектам соцкультбыта. В ходе проверки выявлено, что транспортные средства, принадлежащие муниципальному автопредприятию не оборудованы специальными устройствами для проезда инвалидов-колясочников.

- Следовательно инвалиды не имеют возможности беспрепятственно пользоваться городским общественным транспортом, поскольку в автобусах нет специальных устройств-подъемников, выдвигающихся площадок, — пояснила Юлия Александровна. — Автопарк ПАТП состоит из 27 автобусов, и ни один из них не оборудован техническими средствами, позволяющими инвалидам самостоятельно осуществлять подъем и заезд в салон.

Прокуратура сделала вывод, что бердчане, утратившие способность передвигаться, лишены возможности пользоваться общественным транспортом, чем нарушаются их права, предусмотренные Конституцией и федеральным законодательством.

Прокурор Бердска Александр Власов в своем иске в интересах неопределенного круга лиц требует от МУП БПАТП оборудовать автобусы, обслуживающие городские маршруты, специальными устройствами для инвалидов. Срок исполнения — 1 июня 2013 года. Как отметила Юлия Золотарева, прокурор, определяя дату, учел финансовые возможности местного дотационного бюджета.

Оправдание в виде заявлений о том, что в других городах и даже в Новосибирске нет транспорта, удобного для проезда колясочников, прокуратура не принимает.

- Закон обязывает всех перевозчиков соблюдать интересы инвалидов, — сообщила помощник прокурора. — Ограничений по числу оборудованных автобусов и по количеству рейсов нет. Поэтому в иске мы требуем: оснастить все. Как будет исполнять ПАТП, я не знаю — купит новые оборудованные автобусы или поставит устройства на старые, если это возможно.

По официальным данным отдела социального обслуживания населения, в Бердске проживает 7500 людей с ограниченными возможностями, около 70 из них — колясочники. В бердском обществе инвалидов стоит на учете еще меньше человек — всего порядка 6000 человек, из них шесть маломобильных. Общество — это добровольная организация, пояснила ее старожил Раиса Боровцева, поэтому цифра разнится с общегородской. Раиса Васильевна, конечно, ратует за свободный проезд инвалидов на общественном транспорте, но говорит о принципе разумности: не имеет смысла оснащать подъемниками все автобусы, достаточно один, который будет ходить по графику, известному инвалидам. По мнению Раисы Боровцевой, автобусы с устройствами для маломобильных людей не решат проблемы доступности городской среды.

- Зачем инвалиду автобус, если он не может спуститься на коляске из своей квартиры на пятом этаже, если не сможет проехать по городу из-за отсутствия тротуаров или попасть в нужное помещение из-за высоких порогов или ступеней? — спрашивает Раиса Васильевна. — Оснащение автобусов — это полумера, хотя и какой-то шаг общества навстречу инвалидам.

Начальник транспортного обслуживания населения Бердска Екатерина Северюхина говорит о сложностях не столько оснащения пассажирских автобусов подъемными устройствами, сколько переделки под них существующих остановок:

- Будет ли соизмерима сумма затрат на переоснащение автобусов и реконструкцию остановочных площадок — это большой вопрос, — считает Екатерина Алексеевна.

По ее мнению, оборудовать весь автопарк нереально и нецелесообразно, но несколько единиц — возможно по целевым программ с участием средств федерального и регионального бюджетов. Но эти программы идут по линии соцзащиты, как и по сооружению пандусов в зданиях.

- Надо в рамках программы обращаться в область и говорить о том, что нам нужна помощь, — подчеркнула Екатерина Алексеевна. — Более оптимальный вариант — это переоснащение старых автобусов, нежели покупка новых уже с подъемниками. Ни в каком правовом документе не сказано, что весь подвижной состав должен быть оборудован устройствами для инвалидов. Мы говорим о доступности, что подразумевает возможность колясочникам, как и всем гражданам, проехать на автобусе в нужном им направлении.

Руководитель правового управления бердской администрации Мария Касса согласна с претензиями прокуратуры, поэтому в суде не будет принципиально возражать против иска. Но, по ее словам, Совет депутатов должен будет в дальнейшем предусмотреть в местном бюджете средства на переоборудование муниципальных автобусов «для реализации прав инвалидов».

- Закон действительно вменяет организации, предоставляющей пассажирские перевозки, осуществлять беспрепятственный доступ маломобильных граждан. В этом случае мы согласны с требованием прокурора. Другое дело, что нам нужны время и финансирование, — пояснила Мария Петровна. — Над этим вопросом, я думаю, поработает отдел социального обслуживания населения — в плане участия в федеральных и областных программах.

Более 1 трлн рублей планирует потратить власть России на создание благоприятных условий жизни инвалидов. Такова цена госпрограммы «Доступная среда», рассчитанной до 2015 года. Половину суммы выделяет федеральный бюджет, вторую — регионы и инвесторы. В программу кроме реформирования медико-социальной экспертизы, внедрения международной классификации ограничения жизнедеятельности входит создание условий для свободного передвижения по улицам, в транспорте, внутри зданий.

Как рассказала член бердского общества инвалидов Раиса Боровцева, с июня бердчане с ограниченными возможностями получили возможность пользоваться услугами социального такси. Например, инвалид может заказать машину для поездки в Новосибирск на МСЭ или на прием к врачу. Платит за такси областной бюджет. Однако и здесь, по словам Раисы Васильевны, скрываются подводные камни. Даже если приедешь к доктору по записи, можно прождать час-полтора и получится, что такси будет задействовано часа четыре с учетом дороги в оба конца. Накладно, считает Раиса Боровцева, хотя она уверена, что инвалиды «по пустякам» стараются никого не беспокоить.

Справка

Микроавтобус на базе ГАЗ-3221, специально оборудованный для перевозки инвалидов стоит от 800 тыс. рублей. В «газели» есть пять пассажирских мест, оснащенных подлокотниками, ремнями безопасности и кнопкой связи с водителем, сало оснащен автоматическим гидроподъемником для коляски.

Автобус на 105 пассажиров и 26 мест для сидения, оборудованный пандусом и специальным откидным подлокотником для удобства инвалидов-колясочников, стоит примерно 5,5 млн рублей. В прошлом году власти Пензы приобрели 10 таких машин для городских маршрутов.

В Москве из 5400 единиц подвижного состава пассажирского автопредприятия 1200 автобусов и 300 троллейбусов полностью приспособлены для перевозки людей с ограниченными возможностями. Вновь поступающая техника сразу адаптирована для инвалидов. К 2015 году Мосгортранс планирует весь парк оснастить устройствами для перевозки маломобильных людей.

Анастасия Солодкова

Источник: kurer-sreda.ru