Архив:

Музеи Санкт-Петербурга, доступные для инвалидов: дело сдвинулось

Санкт-Петербург, одна из культурных столиц мира, по праву заслужил это высокое звание. При этом познакомиться с историческими и культурными сокровищами города на Неве долгое время могли далеко не все. Люди с ограниченными возможностями и другие представители так называемых маломобильных групп населения, в частности, не могли попасть в большую часть учреждений культуры в северной столице. Как показывает рейтинг доступности музеев Петербурга для инвалидов, подготовленный РИА Новости в рамках проекта "Социальный навигатор", сейчас положение вещей все еще далеко от идеала. Однако можно уверенно заявить: лед тронулся.

Особые потребности при посещении музеев могут испытывать сотни тысяч людей. В городе на Неве живут, в частности, почти 88 тысяч инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, из них 9 тысяч (в том числе 859 детей) пользуются инвалидными колясками. Без малого у 16 тысяч жителей Санкт-Петербурга имеются нарушения слуха, у 13 тысяч - проблемы со зрением. Ежегодно музеи и достопримечательности города посещают миллионы туристов, в числе которых – люди с ограниченными возможностями, пожилые, люди с различного рода травмами, а также семьи с маленькими детьми. Для всех них проблема архитектурной доступности музеев крайне актуальна. Кроме того, незрячим и слабовидящим посетителям нужно, чтобы надписи около экспонатов, указатели и другие информационные материалы были продублированы шрифтом Брайля и чтобы часть экспонатов можно было бы ощупать. Людям, у которых имеются проблемы со слухом, необходимы в музее аудио- и видеогиды, разъемы для наушников около экспонатов, роботы-экскурсоводы и другие технические устройства. Человека в инвалидном кресле могут травмировать двери на качающихся петлях, автоматические или "вертушки", особенно если они не оборудованы фиксаторами в положениях "закрыто" и "открыто".

Закон и его реализация

Статья 30 "Участие в культурной жизни и проведении досуга и отдыха, и занятий спортом" Конвенции ООН "О правах инвалидов", ратифицированная недавно Россией, предусматривает, что инвалиды должны иметь доступ к произведениям культуры, причем с учетом своих особенностей. О том, что в этом направлении предстоит сделать еще очень многое, свидетельствует рейтинг доступности музеев г. Санкт-Петербурга для инвалидов, подготовленный РИА Новости в рамках проекта "Социальный навигатор". Его составители проанализировали, насколько доступны для посещения инвалидами 62 наиболее популярных музея и выставочных зала северной столицы. Оценивали ширину проходов, глубину площадок около входной двери, наличие пандусов, ограждений, поручней, подъемников, рифленых плит, специальных знаков и кнопок вызова персонала на высоте, удобной для человека в коляске, и мест на автопарковке, специально выделенных для инвалидов; изучали, нет ли на пути следования ступеней и других препятствий, и даже безопасность живой изгороди на территории около музея: нет ли на ней шипов, колючек.

Доступ есть

"Уже давно стали для нас доступными Эрмитаж и Русский музей, - рассказывает сотрудник общественной организации "Доступная среда" Сергей Тимохин, постоянно пользующийся инвалидной коляской. - Там можно попасть уже не только по ступенькам на вход, но и на любой этаж подняться, никого не прося о помощи. Больше всего радует, что доступными стали музей Ахматовой на Фонтанке и частично - Михайловский замок. В музеях есть запасные коляски - на такую можно пересесть и знакомиться с экспозицией, не боясь запачкать пол уличной грязью или "не вписаться" в проход, достаточный для коляски интерьерной и слишком узкий - для более широкой прогулочной".

"Если уж удалось сделать доступными для нас такие сложные культурные объекты, как Исаакиевский собор и музей Ахматовой, то можно уверенно утверждать: дело сдвинулось", - считает лидер общественной организации для инвалидов "Мы вместе" Юрий Кузнецов.

Ценности исторические и человеческие

Составители рейтинга отмечают, что подавляющее большинство музеев Санкт-Петербурга располагаются в исторических и мемориальных зданиях. Это накладывает целый ряд ограничений на те архитектурные изменения, которые необходимо произвести для создания в них доступной среды. Исключение составляют те музеи, в которых недавно были произведены восстановительные или реставрационные работы, модернизация. "Сочетание "доброжелательных" элементов архитектурной данности (расположение основной экспозиции в первом этаже, широкие дверные проемы монументальных сооружений, отсутствие перепадов высот пола) в этих объектах изначально создает благоприятные условия для обеспечения доступности этих зданий для инвалидов, - отмечают эксперты. - При этом есть музеи, где кроме подобной данности усилиями музея созданы дополнительные комфортные условия для перемещения по экспозиции, видна работа в этом направлении и стремление создать комфортную среду для посетителей-инвалидов". Однако, по их оценкам, лишь четыре музея Санкт-Петербурга "перешагнули" 50-процентный уровень в оценке доступности. Более чем у трех четвертей показатели ниже 40%.

"У каждого памятника истории и культуры есть так называемый предмет охраны - те особенности, на основании которых его взяли под охрану, - объясняет начальник отдела историко-культурных исследований научно-исследовательского предприятия "Этнос" Алексей Давыдов. - У одного здания это парадная лестница, у другого лепнина, у третьего архитектурные или интерьерные особенности. Все работы, которые ведутся по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования, не должны нарушать предмет охраны. Это как-то надо делать очень и очень аккуратно. Не так, как иногда: просто приваривают полозья на парадную лестницу - и всё. Такие задачи нужно решать каждый раз в индивидуальном порядке".

"Сейчас существует множество приспособлений и технических решений, не нарушающих архитектурный облик здания, - поясняет председатель ростовской городской общественной организации инвалидов-опорников "Икар" Виктор Леушин. - В Брянске и в Петербурге выпускают специальные лифты, которые ставятся снаружи здания. Есть съемные и навесные пандусы, системы "трак", на которые можно поставить коляску - и она едет по ступенькам, пробег рассчитан на 50 этажей".

"Очень часто говорят так: ну ведь пострадает внешний облик памятника, - рассказывает Юрий Кузнецов. - Если мы хотим, чтобы в него никто не ходил никогда, то наверно, да, делать ничего не стоит. Надо помнить одну простую вещь: то, что удобно для человека с инвалидностью, часто бывает удобно и другим гражданам, так называемым маломобильным группам населения. Например, пожилым гражданам или людям, находящимся во временном состоянии физического ограничения: покатался на скейтборде - сломал ногу. И оказывается, что со сломанной ногой человек может войти и в поликлинику, и в театр, и в музей".

Поставил, включил - не работает

Количество культурных объектов, доступных для колясочников, по мнению исполнительного директора специализированной туристической компании для инвалидов "Либерти" Марии Бондарь, в Петербурге увеличивается с каждым годом. Проблема в том, что зачастую подъемные устройства работают недостаточно хорошо: "То ли их устанавливали некачественно, то ли нет договоров на их техническое обслуживание. Бывает, подъемник не работает, его заедает, он зависает, запускается через полчаса или не запускается вообще. Он поднимает четыре коляски, а пятую не может, ломается. Нам бывает трудно, если в группе несколько колясочников. Вторая проблема - пандусы и подъемные устройства устанавливаются часто без учета того, что перед ними или на путях дальнейшего движения препятствия: лестница или высокий поребрик".

"Часто бывает, что здание считается доступным, в нем всё по СНиПу, но ни один колясочник не сможет пройти в дверь, потому что она открывается на пандус, - приводит пример член экспертного совета III Фестиваля социальных интернет-ресурсов "Мир равных возможностей" Андрей Анисимов. - Получается, ему надо заехать на пандус, открыть дверь и одновременно куда-то исчезнуть, повиснуть в воздухе над дверью, а потом опуститься - и въехать в подъезд. Такое препятствие человек в коляске может преодолеть только с помощником".

Отвечая на вопрос о том, почему до сих пор человек с инвалидностью может попасть не в каждый музей, эксперты ссылаются на недостаточное финансирование и на то, что, когда реализуются специальные целевые программы, то усилия властей и музейных работников не скоординированы. При этом многие практические задачи - по улучшению навигации, сервисов, информационных услуг - не требуют для решения уж очень больших денег, так что с ними можно справиться уже сегодня. Необходимо только одно: чтобы в "повестке дня" эти задачи наконец появились.

Источник: spb.ria.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ