Архив:

Особая школа для особых детей

Вам приходилось видеть мать, спускающую ребенка-инвалида в кресле-каталке с девятого этажа в доме с неработающим лифтом? И каково это – сидеть в этом самом кресле? А чем школьная система может помочь тем детям, кто особенно нуждается в поддержке, сделать их мир хоть чуточку лучше? Эти вопросы затронул на специальной пресс-конференции начальник управления образования Сергей Попа. Главной темой разговора стало инклюзивное образование.

Сам Сергей Григорьевич дает такое определение этому термину: «Это обучение детей с особыми, в силу различных причин, потребностями в обычных классах». В рамках инклюзивного образования необходимо создать доступную среду для детей с особыми требованиями, адаптированные учебные планы и адаптированные методики обучения, даже адаптированную систему оценок. Стоит отметить, что наш город в этом плане имеет неплохой опыт: в школе №21 уже 12 лет совместно обучаются здоровые и слабослышащие дети.

Сергей Григорьевич отмечает три важных момента, определяющих необходимость инклюзивного образования. Во-первых, не каждый ребенок может пойти в школу в положенном возрасте. Во-вторых, по закону всем детям без исключения должно быть обеспечено право на образование. И наконец, инклюзивное образование, по его мнению, даже выгодно экономически: чем больше создано условий для обучения «особых» детей в общеобразовательных школах, тем меньше нужны специальные учреждения, которые требуют многократно больших затрат.

Сергей Попа с командой создал проект, который представляет собой реконструкцию школы №7: в ней будет создан центр, в котором смогут получить начальное образование как обычные дети, так и ребята с ограниченными возможностями по состоянию здоровья. Разработанный проект предусматривает все для совместного обучения детей с различными специальными нуждами, в том числе и для инвалидов-колясочников: специальный вход, подъемники, расширенные дверные проемы, лифты, столовая, площадки, спортивный зал… Эта школа будет заниматься обучением «особых» детей в начальных классах. Следующий этап – создание условий в других школах города для продолжения образования этих детей в старших классах.

Полная сметная стоимость проекта – 135 миллионов рублей. При должном материальном обеспечении работы планируется закончить за 2013 и 2014 годы. К сентябрю 2012, ко времени формирования бюджета на следующий год, будут известны источники и примерные доли финансирования проекта. В мэрии рассчитывают, что большую часть затрат возьмут на себя федеральный и областной бюджеты. Основания рассчитывать на это имеются – в областной администрации и областном Собрании проекту обещана поддержка. Сергей Григорьевич утверждает, что строительство подобной школы при всех затратах не скажется на благосостоянии других школ города.

Также на пресс-конференции присутствовала директор северодвинского реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями Светлана Юнг. Она согласна: подобная школа у нас необходима. Светлана Викторовна говорит, что успехи детей с ограниченными возможностями повышаются в системе инклюзивного образования: они быстрее адаптируются к социуму, чем при обучении в интернате.

Затрагивая в целом тему ремонта учебных заведений города, Сергей Попа говорит, что не надо закрывать школы на капитальные ремонты, а следует проводить их поэтапно. Это в настоящее время и делается в рамках муниципальных целевых программ «Капитальный текущий ремонт и благоустройство территорий образовательных учреждений» и «Безопасность образовательных учреждений». В закончившемся учебном году заполненность школ Северодвинска составляла 81 процент. Но рождаемость растет, и к 2016-2017 году школы будут заполнены уже на 94-95 процента. Поэтому, по мнению Сергея Григорьевича, следует не закрывать их или переоборудовать, к примеру, для художественной школы, как предлагают отдельные депутаты, а оставить в системе школьного образования.

Яна Новикова

Источник: vdvsn.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ