Архив:

Туризм без границ

Уфа. Субботнее утро. По улицам города едет автобус компании «Роза ветров», он собирает пассажиров с рюкзаками. Это – туристы. Но не совсем обычные. У многих из них – врожденные или приобретенные заболевания. Например, Тамара Яковлева и Танзиля Абдуловы – инвалиды по зрению, у Елены Идрисовой – детский церебральный паралич. Анжелику Бричкину в автобус заносят на руках, она инвалид-колясочник. Самостоятельно девочка не ходит. И все же все эти люди идут в поход.

Мы едем на реку Инзер, но не в верховья, а пониже. Туда, где течение горной реки уже не такое быстрое и опасное. Для инвалидов не столь важен экстрим, сколько возможность вырваться из каменных стен своей квартиры, побыть на природе.

Альфир Ахметшин, директор Центра медико-психологической реабилитации инвалидов:

- Одно из основ реабилитации средствами туризма – это получение так называемых базовых – то есть природных, материнских - эмоций. Это, например, радость от ветра. От воды. От солнца. От запахов. Если этого нет (когда человек сидит взаперти в городской квартире)– то психическое состояние человека начинает угнетаться. Здесь же – в походе – люди получают…

Руслан Рахимов, корреспондент:

Сборка катамаранов и рафта. Сплавные средства адаптированы под людей с ограниченными возможностями. Работники центра сами разрабатывали оригинальную конструкцию весел – распашную, чтобы управлять лодкой мог один человек. На носу посудины устанавливают специальные удерживающие устройства: из такого кресла инвалид уже не вывалится. Но при этом он открыт для всех ощущений…

Один из организаторов сплава - уникальная женщина, человек бесконечной доброты и мудрости, работница Благотворительного фонда имени Засова, педагог-психолог Гюльнара Сахибзадаева. У нее у самой - ребенок с диагнозом ДЦП. Однажды Гюльнара взяла малышку с собой – в поход…

Гюльнара Сахибзадаева, руководитель программы «социальный туризм» БФ им. В. Засова:

- Мы увидели, что место у нашего лагеря – неровное, ямы, кочки. Хотели все выровнять, да забыли. А потом смотрим, что наши дети, которые и пяти шагов не могли сделать, чтобы не упасть, начали через эти ямы перешагивать, стали перешагивать через оттяжки палаток…

Руслан Рахимов, корреспондент:

Это наблюдение легло в основу нового направления в реабилитации инвалидов – через походы. Сначала бюрократы от Минздрава, Минспорта и Соцзащиты открещивались от идеи вывозить инвалидов на дикую природу. Тогда – 15 лет назад – это казалось невозможным. Шаг за шагом Альфир Ахметшин и Гюльнара Сахибзадаева доказывали: походы для инвалидов возможны. Это – не подвиг, это – лечение!

Николай Кочнев, директор компании «Роза ветров»:

- Организация такого похода – специфична. Нельзя за это дело браться людям без опыта. Иначе, и сами намучаются, и людей намучают… Это сложно. Надо понимать психику таких людей, психику инвалидов.

Руслан Рахимов, корреспондент:

Из двухсот турфирм Башкирии походы для инвалидов сегодня организует только компания «Роза ветров». Организация сплава для людей с ограниченными возможностями подразумевает особый подход. Во-первых, в такой группе обязательно должны быть инструкторы и сопровождающие лица. Во-вторых, специальное снаряжение: не каждый инвалид может спать на пенке на земле, значит, нужны раскладушки. Для некоторых важно, чтобы палатка была большой. Нужен им и нормальный туалет…

Эльмира Пахомова, мать инвалида:

– Сначала, когда нам предложили – мы испугались. В первый раз потому что. Когда сплав начался по реке – ребенку очень понравилось. На вопрос, что она ощущает, она ответила: «Кайф. Это – супер!» Ее ноги расслабились в воде. Оказалось, что все это совсем даже не страшно.

Руслан Рахимов, корреспондент:

Оздоравливает человека с ограниченными возможностями в походе не только природа. Важный аспект – включение инвалида в общественную деятельность. Скажем, готовить еду, собирать дрова – принести хотя бы ветку в костер. Тогда человек перестает чувствовать себя ущербным. Он ощущает, что может быть полезным, а не обузой. Это меняет настроение, учит радоваться жизни, принимать себя таким, какой есть. Посмотрите, сколько жизнелюбия и восторга у участников нашего сплава.

Тамара Яковлева, инвалид по зрению:

– Надо! Надо! У нас слепые как говорят: во-первых, они чувствуют воздух, дуновение ветерка, купание, общение. Инвалидам НАДО ходить в поход!

Лена Идрисова, инвалид с ДЦП:

- Если честно, мне не сложно. Когда в первый раз пошла в поход, в Миньяр Челябинской области, у меня был такой адреналин! Я на горку поднялась! Просто кайф! Мне даже обратно спускаться не захотелось…

Виктор Прокопьев, инвалид по зрению:

- Когда двигаешься – это все-таки лучше, чем дома одному в четырех стенах сидеть…

Руслан Рахимов, корреспондент:

Как говорят медики, совместные сплавы здоровых людей и людей с ограниченными возможностями, полезны и тем, и другим. Конечно, при первой встрече возникает неловкость, даже чувство вины и желание отойти. Но по мере общения, за кружкой чая у костра, это чувство проходит. Приходит осознание, что инвалиды – такие же люди, как и все, просто у них ограничены некоторые возможности, они не все могут делать, и им, иногда, надо просто помочь. Приходит осознание, что здоровье – вещь хрупкая, и его надо беречь…

Эльмира Пахомова, мать инвалида:

- Я считаю, такие проекты надо делать чаще. Это не только расслабляет мышцы. Это еще и радость, и общение. Санаторий – это все равно, что больница для ребенка, а тут – свобода! Тут - природа! Они что-то новое для себя открывают, мир видят…

Руслан Рахимов, корреспондент:

Казалось бы, польза туризма для инвалидов – очевидна. Понимают это и в Правительстве республики Башкортостан. В 2011-м году в Башкирии стартовала программа социального туризма. В первый год работы программы участвовали в ней, в основном, пенсионеры. Инвалиды тогда остались за бортом. Но в этом году чиновники исправили ошибку, и выделили финансирование для самой тяжелой категории людей с ограниченными возможностями - инвалидов-колясочников и инвалидов с детства. 65 квот.

Альфир Ахметшин, доцент кафедры туризма и гостеприимства УГАЭС, директор Центра медико-психологической реабилитации:

- Что такое квота 65 инвалидов против 1000 пенсионеров? Это пропорция, скажем так, не совсем справедливая…

- Есть квота на колясочников, на детей-инвалидов, а инвалиды по зрению, например, не имеют квоты. Это абсурд!

Руслан Рахимов, корреспондент:

Наш поход, тем временем, подходит к концу. Собираем вещи и едем домой. На лицах наших инвалидов – улыбки. Они счастливы. Организаторы сплава – фирма Роза ветров, Центр реабилитации инвалидов и фонд имени Засова готовы проводить такие выезды на природу регулярно. Чтобы как можно больше инвалидов ощутили, что их возможности не ограничены четырьмя стенами собственных квартир; что мир гораздо больше и интереснее, чем вид из окна городской многоэтажки; чтобы они радовались жизни и чувствовали себя счастливее… И, в принципе, не так уж и много для этого нужно.

Руслан Рахимов

Источник: ria-bashkiria.com

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ