Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Инклюзивное - не значит недоступное

Дети-инвалиды пока не всегда могут учиться в обычных школах. Почему?

Дети с ограниченными возможностями хотят учиться вместе с обычными сверстниками. Об этом с экранов телевизоров, со страниц газет и сайтов интернета говорят сами дети-инвалиды, их родители и представители общественных организаций. Когда так называемое инклюзивное (совместное) образование обычных детей и их сверстников с ограниченными возможностями станет реальностью? На этот вопрос попыталась ответить корреспондент «ЕНП».

Числится, но не учится

Для начала интересный факт. Школы всех европейских стран заинтересованы в том, чтобы в них учились инвалиды-колясочники. Государства Евросоюза доплачивают школам за каждого ученика с ограниченными возможностями. Но что ещё удивительнее, учебное заведение, в котором обучается ребёнок с ограниченными возможностями, получает больший рейтинг по итогам работы, чем аналогичное учебное заведение, в котором такого ученика нет.

В России в целом и в Московской области в частности всё обстоит иначе. Ребёнка школьного возраста в инвалидной коляске не то что в школах, на улицах встретишь не часто. Это не удивительно. Во-первых, таких детей немного (не более 10 - 20 человек на каждое муниципальное образование), во-вторых, далеко не каждая улица располагает к прогулкам – нет съездов, пандусов, оборудованных входов в здания.

Алексею 14 лет. С ним мне удалось познакомиться на одном из сайтов для людей с ограниченными возможностями. Сначала он охотно согласился дать интервью, но после разговора с родителями попросил не указывать его имя, фамилию и место жительства (на всякий случай). Лёша инвалид с детства – ДЦП (детский церебральный паралич). Дома он передвигается самостоятельно, но признаётся, что при этом быстро устаёт. Поэтому во время уличных прогулок пользуется инвалидной коляской. Учится в обычной школе. Вернее, числится. Преподаватели ходят к нему на дом, а школу он видел только снаружи. Чтобы попасть внутрь, нужны пандусы, а их нет. Ведь здание построено в середине 80-х годов прошлого века. Лёша хотел бы общаться с детьми своего возраста и учиться не дома, а в классе. Ведь школа находится буквально в 200 метрах от дома. Но, по его словам, сам он не представляет, как это может быть в реальности.

Конвенция

Дело в том, что в классах обычных общеобразовательных школ Подмосковья учеников инвалидов-колясочников нет.

В Министерстве образования Московской области корреспонденту «ЕНП» сообщили, что все они находятся на домашнем обучении. Есть, конечно, специальные методики и программы для детей с ограниченными возможностями, но всё это не имеет отношения к инклюзивному образованию в том виде, о котором идёт речь.

По данным информационно-аналитического портала «Соцполитика. Ру», только мизерная часть, а именно два процента, учебных заведений нашей страны имеет оборудование для передвижения инвалидов-колясочников по различным помещениям. Это касается и учебных заведений Московской области.

По словам представителя Мин-образования области Андрея Финогенова, для того чтобы учить детей-колясочников, необходимо оборудовать школы не только пандусами, но и лифтами. Иначе как ученик будет передвигаться с этажа на этаж? Такое оборудование есть только в тех учебных заведениях, которые были построены недавно. Сегодня переоборудование школ под нужды инвалидов возлагается на муниципальные власти, так же как и ремонты в школах. Но лишних денег в бюджетах муниципалитетов, как правило, нет.

В начале 2012 года Россия ратифицировала «Всемирную конвенцию по правам инвалидов», ещё раньше, а именно в 2008 году, эта конвенция была подписана. В 2011 году была принята федеральная и областная программы «Доступная среда» как шаг именно к ратификации этой конвенции. Одно из обязательств, которые накладывает конвенция на государства, её ратифицировавшие, это именно создание условий для инклюзивного образования. Когда же они появятся в Подмосковье? По мнению председателя областного общества инвалидов Николая Зеликова, тогда, когда будет реализована программа «Доступная среда».

– Будут лифты и пандусы, будут и методики обучения, и условия для их реализации, – говорит Николай Иванович.

Что мешает реализации программы?

Инклюзивному образованию посвящён целый раздел федеральной программы «Доступная среда». Доступность учреждений образования – главный её лейтмотив. Программа охватывает период от времени принятия в 2011 году до 2015 года и состоит из двух этапов. Первый – мониторинг и анализ ситуаций. Второй – реализация программы.

По мнению Николая Зеликова, сейчас мы находимся на первом этапе.

– В результате его реализации будет создан федеральный регистр инвалидов. Затем, на втором этапе, согласно программе во всех муниципальных образованиях должны появиться центры инклюзивного образования и сети базовых учреждений образования, которые обеспечат совместное обучение детей с разными возможностями.

Звучит красиво, но пока ничего этого нет. Правда, есть предпосылки. Дело в том, что законодательство в сфере образования уже претерпело серьёзные изменения и, образно говоря, повернулось лицом к детям с ограниченными возможностями. Внесены изменения в положения об образовательных учреждениях. Уже сегодня каждый детский сад и школа обязаны быть готовы к приёму детей с ограниченными возможностями, т.е иметь пандусы, лифты, а также специально обученных сотрудников для сопровождения инвалидов-колясочников. Скажем больше, за неисполнение этого требования по закону полагается административное наказание.

Но, по мнению самих руководителей сферы образования, это тот возмутительный случай, когда состав оказался впереди паровоза. Более того, сложившаяся ситуация противоречит здравому смыслу.

– В прошлом году несколько наших директоров были вызваны в суд и привлечены к ответственности за то, что в школах нет оборудования для инвалидов, – возмущается начальник Управления образования Раменского района Надежда Желтухина. – Каждый был оштрафован. Сумма штрафа достигала 300 тысяч рублей. Я считаю, что это безобразие, когда принимают законы, но их исполнение не обеспечивают ни финансами, ни конкретными действиями. Сначала нужно было выделить средства на переоборудование учебных заведений, а потом спрашивать исполнение. Сегодня ни у школ, ни у бюджета района таких денег нет. В результате мы отбираем деньги у одних детей, чтобы защитить интересы других. Ещё хуже то, что мы должны отдавать на штрафы то, что могли бы потратить на ремонты. Считаю это безобразием.

Ситуация действительно абсурдная. Но поможет ли её устранить реализация федеральной программы?

Областная программа «Доступная среда» – прямое продолжение этой программы, в которой прописано софинансирование любых её мероприятий как на федеральном, так и на областном и муниципальном уровнях. Однако за время её действия учебных заведений с пандусами и лифтами в Московской области прибавилось немного. На сегодня Мытищинский муниципальный район считается лидером в деле реализации программы «Доступная среда». В результате одна (всего одна!) из его школ была оснащена лифтами и пандусами для людей с ограниченными возможностями, да и то, как выяснилось, с недочётами.

– Пандусы и лифты сделали, а входная дверь не в ту сторону открывается, – комментирует ситуацию Николай Зеликов. – По стандартам необходимо, чтобы вовнутрь, а у них, наоборот, наружу. Это неудобно.

Честно говоря, за год работы программы «Доступная среда» в сфере образования сделано немного. Результаты пока не впечатляют. Рассчитана она до 2015 года, а значит, к 1 января 2016 года все учебные заведения Московской области должны быть оснащены оборудованием для инвалидов – стандартными пандусами, лифтами, где нужно, подъёмниками. Как говорится, поживём – увидим. А пока идёт реализация первого этапа программы доступная среда: мониторинг и создание реестра. Не стоит его недооценивать. Мониторинг – вещь важная. В результате подсчётов мы узнаем, сколько в Московской области детей-инвалидов школьного возраста, и колясочников в том числе, не имеющих медицинских противопоказаний к посещению общеобразовательных школ. Дело в том, что сегодня и этой статистики на уровне области нет.

Вместо послесловия

Но вернёмся к мальчику Лёше, о котором шла речь в самом начале. В последнем интернет-письме он рассказал о том, что на онлайн-форуме познакомился со своими сверстниками из других городов Московской области. Это единственный способ поддерживать отношения со сверстниками. Ведь в школу он не ходит, а значит, приятелей-однокашников иметь не может. Расстояние до ближайшего друга по переписке – 20 километров. Алексей пишет, что очень хочет встретиться, но опасается, что в ближайшее время это невозможно. На такси ехать дорого. Общественный транспорт в его городе не приспособлен для колясочников. Слишком много препятствий в окружающем мире. А интернет – пока единственная доступная среда, где он и ему подобные чувствуют себя действительно комфортно.

Анастасия Орлова

Источник: enp-mo.ru