Архив:

Работа не волк, но ловится с трудом

Реально ли трудоустроиться инвалиду в Новосибирске?

Новосибирск меняется, его среда становится все более удобной и доступной для жителей с ограниченными возможностями. Однако трудоустройство остается наиболее узким местом их адаптации в обществе. Недавно в редакцию позвонила молодая женщина — инвалид детства (ДЦП), заочно получившая специальное образование. Уже более года она пытается найти применение своим знаниям.

— Я отчаялась, — с горечью призналась она. — Пусть прихрамывая, но все-таки хожу, разговариваю слегка запинаясь, но ведь бухгалтеру не с трибуны выступать. Дело знаю досконально. Кадровики заявляют, что им нужен такой специалист. Но на собеседовании, даже не выслушав, заявляют, что, пока я к ним ехала, вакансию заняли. Я хочу работать, хочу быть полезной обществу…

К занятости — через тернии

По данным Светланы Мельниковой, руководителя отдела Новосибирской областной организации Всероссийского общества инвалидов, в области сегодня зарегистрированы около 250 тысяч инвалидов. 100 тысяч живут в Новосибирске. Возможна ли реализация их творческих и профессиональных планов?

В центр занятости областного центра ежегодно обращаются примерно 2,5 тысячи людей с ограниченными возможностями, находят работу примерно 25 — 30 процентов (общий уровень трудоустройства — 50 — 55 процентов). За пять месяцев 2012 года удалось найти применение своим силам не более 10 нуждающимся в работе.

Надежда Цветкова, директор центра занятости населения города, говорит, что трудоустройство инвалида — вещь вполне реальная. Но путь к заветной цели труден, тернист. Как правило, трудоустройство зависит от трех факторов: большого желания инвалида, готовности работодателя принять человека с физическими ограничениями, наличия оборудованного рабочего места.

Специальных программ по трудоустройству людей с ограниченными возможностями у нас нет. Однако существует такое понятие, как квотирование рабочих мест для инвалидов. К примеру, предприятия и организации, насчитывающие в списочном составе 100 и более человек, обязаны создать одно место для инвалида. В Новосибирске таких организаций около 600.

Кто умеет брать барьеры?

Людей с ограничениями по здоровью в центре занятости условно делят на три категории. Это молодые ребята и девушки, которые действительно хотят трудиться и для этого получают профессии. Далее — инвалиды, отработавшие полжизни, которые получили инвалидность и уволились, потому что на прежнем месте с их ограничениями занятости нет. Третья категория — люди, рассматривающие службу занятости как дополнительную социальную службу, где в качестве пособия по безработице они могут получить дополнительное финансовое обеспечение.

Что должен предпринять специалист по трудоустройству, когда к нему обращается человек с физическими ограничениями? Зайти в раздел «Квота для инвалидов», найти предложения, соответствующие индивидуальным характеристикам данного лица, созвониться с работодателем и направить соискателя на собеседование.

Тут-то и начинаются барьеры. Во-первых, самого соискателя бывает довольно сложно уговорить, отбросив комплексы, отправиться на разговор (люди не умеют себя подавать в выгодном свете и, как бы цинично это ни звучало, продавать). Во-вторых, как только руководителю фирмы сообщается, что к нему идет человек с ограниченными возможностями, тот внезапно вспоминает, что «место уже занято». Даже когда работодатель соглашается на встречу, ответ чаще бывает отрицательным: «не устраивает состояние здоровья», «не подходит квалификация».

50 тысяч — на место

Ничто не стоит на месте — за последние три года, по словам Надежды Цветковой, появилась программа, позволяющая открывать дополнительные рабочие места для людей с ограниченными возможностями, для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, и многодетных. В ее рамках в 2010 году для создания одного рабочего места из бюджета направлялось по 30 тысяч рублей, в 2011-м и 2012-м — уже по 50 тысяч. Открывшиеся места в основном были связаны с компьютерами. Заинтересовали ли новые условия работодателей? Пока таких немного, в большинстве своем — это общественные организации.

К примеру, центр занятости заключил договор с филиалом Новосибирского областного инновационного центра переводчиков жестового языка. В прошлом году для этой организации оснастили пять рабочих мест, в этом году планируется профинансировать еще несколько. Два года назад созданы 10 мест в мини-типографии. В 2012 году выделены субсидии на создание 113 рабочих мест.

Обращаются ли в центр занятости инвалиды, которые по тем или иным причинам не смогли получить профессию? Надежда Цветкова отвечает на этот вопрос утвердительно. Ее служба, конечно, не в силах отправить таких людей на дневное отделение университета, но вполне может устроить на курсы подготовки и переподготовки, повышения квалификации. Обучение в этом случае оплачивается за счет бюджета, добросовестные слушатели получают стипендии, а по окончании им подбирается работа по специальности. Готовы обучать инвалидов и вузы. Так, в НГТУ создан центр, где можно освоить профессии швеи, дизайнера, соцработника, сурдопереводчика.

Роскошь большого коллектива и малого бизнеса

Недавно работники служб занятости, представители общества инвалидов и работодатели обсудили проблемы занятости лиц с ограниченными возможностями за круглым столом. Выяснилось, что инвалиды не очень-то заинтересованы трудиться за минимальную зарплату — 7 800 рублей, которую предлагают им чаще всего. Руководители выдвинули свой аргумент: специалисты с ограничениями обычно работают неполный день и получают зарплату за фактически отработанное время.

Вспомнили, что в советские времена для инвалидов создавались специальные организации под эгидой ВОИ, имевшие приличный ряд разнообразных льгот. 70 — 80 процентов кадрового состава таких предприятий состояли именно из людей с физическими ограничениями. Сейчас в Новосибирске предприятий, принадлежащих Всероссийскому обществу инвалидов, всего четыре: швейное (восемь рабочих), два — парикмахерских услуг и одно, изготавливающее пандусы, в производстве которых участвуют девять человек.

Социализация инвалида стоит дорого, признаются работодатели: прибыли — минимум, зато масса нерентабельных условий: длительные отпуска, санаторное лечение, неизбежные больничные… Лучше всего было бы с помощью бюджетного финансирования создавать дополнительные рабочие места на больших заводах и фабриках, чтобы можно было трудоустроить сразу хотя бы два десятка желающих. Тогда и новая программа стала бы более востребованной. Но… В сегодняшнем Новосибирске больших предприятий поубавилось, а малый и средний бизнес не могут позволить себе подобную роскошь.

Зато роскошь самому стать предпринимателем сейчас доступна любому безработному инвалиду (если позволит здоровье). Уже не первый год в Новосибирской области действует программа, содействующая самозанятости населения. Для получения субсидии нужно подготовить бизнес-план и представить его на рассмотрение комиссии. Если мечты предполагаемого предпринимателя будут одобрены, он получит первоначальный капитал в размере 73,5 тысячи рублей. В прошлом году желающим открыть собственное дело в качестве начального капитала выдали 450 субсидий. Желающих на сей день оказалось так много, что решено объявить конкурс бизнес-планов.

Если инвалид хочет работать, место ему обязательно найдут. Это подтвердила и моя знакомая. На днях девушка позвонила и сообщила, что ее приняли в солидную фирму с зарплатой в 15 тысяч рублей. Договор уже заключен.

Цифра

В течение первого полугодия в центр занятости населения Новосибирска в целях поиска работы обратились 16,6 тыс. человек.

Вера Утюпина

Источник: sovsibir.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ