Архив:

Сильные духом

Кто поможет молодым инвалидам социально адаптироваться?

Для заместителя председателя новгородской общественной организации молодых инвалидов «Новинвацентр» Анны Добрыниной вся жизнь — преодоление трудностей. Но её девизом всегда остаются слова великого древнегреческого мыслителя «Сгорая сам, свети другим».

— Анна Юрьевна, вы участвовали в создании двух новгородских общественных организаций молодых инвалидов, работаете над статьями и книгами, посвященными проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья. Почему вас заинтересовала эта тема?

— Я сама инвалид детства, и мне многое пришлось пережить, прежде чем я научилась радоваться жизни. Еще лет 15 назад в Новгороде молодыми инвалидами мало кто занимался. Для нас не организовывался специальный досуг, общество не всегда было готово нас принимать. Так, я всю жизнь мечтала преподавать. И закончив истфак, не колеблясь ни минуты, отправилась устраиваться на работу в школу. Там как раз был нужен учитель истории, и меня встретили с распростертыми объятиями. Но как только узнали, что я инвалид, мне тут же отказали от места. Поэтому после окончания университета мы с группой единомышленников создали общественные организации «Новинвацентр» и «Успех» для помощи молодым инвалидам. Там они получают не только психологическую поддержку, но и бесплатные инвалидные коляски, трости. Кроме того, у нас можно пройти курсы для получения каких-либо профессиональных навыков. Сегодня в организациях состоят около ста человек.

— Сейчас отношение к инвалидам изменилось?

— Оно постепенно меняется. Подобные случаи происходят, но значительно реже. Недавно несколько наших воспитанников обучались на курсах в одном из новгородских образовательных учреждений. Но молодым людям сначала не разрешили работать на компьютере, так как боялись, что они его сломают.

Между тем сейчас инвалиды больше стали о себе заявлять, и общество поняло, какие это сильные люди. Отмечу, что Новгород — сравнительно благоустроенный город для людей с ограниченными возможностями. У нас есть инфраструктура, в частности, пандусы, реабилитационные центры, специальные школы и детские сады, общественные организации. Так, наш центр ориентирован на инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Но существуют организации, специализирующиеся на работе с умственно отсталыми, астматиками и другими.

— Сейчас проводится много досуговых мероприятий для инвалидов. Но действительно ли они так необходимы? Что может случиться, если этих людей предоставить самим себе?

— Если молодые инвалиды живут замкнуто, у них часто обнаруживаются суицидальные наклонности. Инвалидам детства легче воспринимать себя такими, какие они есть. Сложнее, когда инвалидность приобретена в сознательном возрасте. Больше всего молодых людей угнетает то, что теперь они полностью зависят от других. И зачастую только психолог может помочь им преодолеть отчаяние.

Нередко мы «лечим» их с помощью спорта. Каждый год совместно с МЧС Новгородской области мы выезжаем на природу, где молодые люди проходят альпинистскую полосу препятствий: прыгают с тарзанки, спускаются по отвесной стене. Однажды к нам привели 17-летнего подростка на костылях. Из-за своего недуга, а возможно, и несчастной любви мальчик хотел покончить жизнь самоубийством. Общаться с ним мне было тяжело, но его удалось уговорить отправиться с нами в поход. Спортивные соревнования возродили в нем веру в себя. Знаете, когда первый раз летишь на тарзанке, сразу очень хочется жить. Юноша переосмыслил свое положение, нашел себе новых друзей. Сейчас он счастливый семьянин.

— То есть благодаря вашей организации инвалиды могут устроить и личную жизнь?

— У нас появилось уже много семей, родилось больше 45 детей. Правда, иногда инвалидам приходится бороться за свое счастье. Когда Артур и Наташа поженились, они жили в интернате для инвалидов в Деревяницах. Через год у них родилась дочка. Молодые люди были счастливы, но, увы, в интернате не разрешали иметь детей, и девочку пришлось отдать на время в дом малютки. Чтобы быть ближе к дочке, Наташа устроилась работать в приют. А мы тем временем все вместе искали семье жилье. Сейчас они живут в отдельной квартире, у них родился второй ребенок.

— Вероятно, в работе с такими людьми вам помогает и собственный жизненный опыт. Как сами справлялись с отчаянием?

— Когда я была подростком, тоже приходилось нелегко. Мне помогла неформальная среда: я была хиппи, металлистом, байкером, ходила на рок-концерты, писала стихи и прозу. Там на мой внешний вид никто не обращал внимания, их интересовал мой внутренний мир. И теперь я знаю, что часто под самой угрюмой внешностью прячется ранимая душа.

— На Западе среди инвалидов популярны экстремальные виды спорта. Так они хотят доказать свою полноценность себе и обществу. А новгородцы любят рисковать?

— Наши воспитанники ведут активный образ жизни: участвуют в театре «Жест», посещают танцы, играют в настольный теннис, побеждают в региональных спортивных соревнованиях. Что касается экстрима, то сразу вспоминается Екатерина, которая каждую весну сплавляется по реке на байдарках, в то время как обычно она передвигается на инвалидной коляске.

— Отдых отдыхом, а как же работа?

— Перспектив у молодых инвалидов много. Я считаю, они могут работать практически в любой профессии. Так, наш воспитанник Андрей с тяжелой формой ДЦП окончил университет и сейчас работает на дому программистом. Еще одна наша воспитанница работает швеей на одном из новгородских предприятий, где ее высоко ценят и даже специально обустроили рабочее место. Григорию уже за 60, но он еще помогает жене-дворнику, неплохо управляясь с метлой на инвалидной коляске.

— Ваши дети растут вместе с воспитанниками центра. Как вы относитесь к идее совместного обучения инвалидов и детей, не имеющих нарушения развития?

— Я считаю, это неплохая идея. У нас уже появляются такие детские сады и школы. Но для многих учителей работать с детьми-инвалидами морально трудно. Однажды в нашем центре проходили практику студенты-психологи, в том числе и спецпсихологи, которых готовят для работы с такими людьми. После первого дня спецпсихологи на практику больше не пришли. Видимо, не смогли побороть чувства жалости, постоянного непреодолимого желания помочь. Главное правило общения с инвалидами — их нельзя жалеть.

— Вы много помогаете другим. Между тем несколько лет назад новгородские СМИ распространяли информацию о вашем ребенке, которому была нужна срочная помощь.

— Хотя говорят, что снаряд не падает в одну воронку дважды, но тут попал. В год и восемь месяцев у Олеси развился ревматоидный артрит, редкое и малоизученное заболевание. Девочка не могла ходить, у нее не гнулись пальчики, мучили сильные боли. Проблема в том, что лечение артрита рассчитано для взрослых, а дочке тогда не было и двух лет. Лучше всего от этого недуга помогает Энбрел — поистине волшебное, но дорогостоящее лекарство. Именно благодаря ему Олеся может бегать, прыгать, танцевать. Но стоимость одной упаковки, куда входило всего четыре ампулы, более 50 тысяч рублей. Новгородцы и, в первую очередь, наши друзья и воспитанники общественных организаций откликнулись на призыв о помощи. Еще раз хочу выразить свою благодарность всем! Мы долго добивались, чтобы это лекарство вошло в список жизненно необходимых. Сейчас получаем его бесплатно. Кстати, после нас Энбрел получили еще пять детей из нашего региона.

— Наверное, родителям приходится в такой ситуации еще тяжелее, чем детям?

— Сейчас я пишу книгу, в которой даю практические советы родителям, как справиться с этой проблемой. С сентября в Новгороде будет действовать проект по оказанию социальной помощи родителям детей-инвалидов. Особенно сложно работать с людьми, у которых дети недавно получили инвалидность. Зачастую отцы, не в силах справиться с трудностями, уходят из семьи, и мама остается одна с больным ребенком. Самое главное в такой ситуации — помочь родителям осознать, что жизнь не закончилась. Ведь ребенок-инвалид может стать полноценным человеком.

Светлана Горина

Источник: novved.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ