Архив:

Из Ирландии с любовью

Она - ирландка Вивиен Лонг. Ей 32 года, 10 из которых она прожила в малом белорусском городе Червене, помогая местным детишкам-инвалидам с психическими расстройствами. Здесь, в глухом центре Европы, она нашла свою любовь - местную девушку Наталью - и познала настоящую жизнь. Похоже на новый молодежный сериал? А на самом деле всего лишь Божьи пути за 60 км от столицы.

а окнами машины тянется серый белорусский четверг, водитель набирает адрес главного почтового отделения города Червеня на GPS-навигаторе. Ирландка Вивиен, к которой мы едем в гости, по телефону объясняет, как найти ее дом. Мы разговариваем на английском, так как русский язык нашей героини дается труднее, и и у меня не получается понять Вивиен с первого раза, ведь у нее густой, как Гиннесс, ирландский акцент.

Червень - типичный белорусский провинциальный городок. Церковь - православная, церковь - католическая, Ленин - на площади. Плюс райисполком, один ресторан и молодежь, которая ездит на дискотеку в Марьину Горку за 25 км отсюда. «Первый раз я приехала сюда в январе 2001 года, чтобы познакомиться со страной и осмотреться. После возвращения домой почувствовала - это была самая длинная неделя в моей жизни» , - рассказывает скромная Вивиен, которая встречает нас на собственной кухне сильным черным чаем с молоком. Однако именно в этом middle of nowhere в восприятии типичного европейца ирландка нашла свою любовь - девушку Наталью. Вместе они воспитывают 15-летнего сына последней, помогают детям-инвалидам и борются с общественным мнением.

Место действия - большая уютная кухня на последнем этаже кирпичного дома. За окном выстроились серые здания, способные разве что портить психическое здоровье. На холодильнике наклеены изображения Девы Марии, прайд-календарь с поцелуем лесби и фото розовощекого подростка Никиты, сына Натальи. Мы сидим за добротным деревянным столом, жуем печенье и пытаемся понять, какое зло принесла сюда Вивиен.

Первое время впечатляло отсутствие машин на улицах, повозки с лошадьми как в старых хрониках, впечатляло, что вручную собирают листья, а потом их палят. В общем, Беларусь напоминала Ирландию 40 лет назад. А еще пугало отсутствие памперсов в детском доме. «Ты заходишь в бокс на 25 мест, где лежачие детки, и в нос ударяет запах», - вспоминает Вивиен. «Памперсовая компания» была первой, в которой участвовала Вивиен: в Ирландии собирали деньги, покупали памперсы и машинами везли в Червень через всю Европу. В последнее время почти все необходимое можно приобрести на месте.

«Ты заходишь в бокс на 25 мест, где лежачие детки, и в нос ударяет запах»

Ирландцы активно работают в Червене с конца 1990-х. Не только здесь и не только они. Однако именно сюда каждый месяц-два на несколько недель приезжают группы волонтеров, обязательно кто-то бывает во время Пасхи и Хэллоуина. Эти волонтеры - обычные добрые ирландские дяди и тети, которые находят кайф в том, чтобы во время своих каникул месить бетон и класть стены для детских приютов в Беларуси. За это им ничего не платят. Например, Вивиен живет за счет того, что сдает свой ​​дом в Ирландии. «Местные просто не понимают концепции волонтерства, спрашивают: у вас за это какие-то налоговые льготы?» - посмеивается Вивиен. Из других вещей, которые трудно понять, - иностранцу-волонтеру ежегодно нужно восстанавливать визу, а каждые три месяца - пересекать границу.

Возможно, так бы и осталась наша героиня одной из многочисленных волонтеров на неделю, если бы не довольно драматичная история. «Однажды я взяла в свою семью на девять месяцев девочку Кристину из детского приюта, - вспоминает Вивиен. - Однако белорусское правительство по какому-то поводу раньше необходимого срока вернул ее и еще семерых деток домой. Я поняла, что просто так не могу бросить ее, семилетнюю, одну». Она возвращается в Беларусь и помогает ирландской семье организовать процесс удочерения девочки. Сейчас Кристина и еще двое детей -инвалидов живут в Дублине. Кстати, на автомате Вивиен не употребляет слово disabilities (инвалидность), только special needs (специальные потребности).

А дальше история напоминает сценарий независимого прайд-муви. Раскадровка, сцена 1: Вивиен встречает Наталью, воспитательницу детского приюта. Наталья живет в Червене всю жизнь и одна растит сына. Они говорят на разных языках и не понимают друг друга.

Сцена 2: в прохладный вечер, во время прогулки к дому, Наталья накидывает пиджак на плечи одетой не по погоде Вивиен - первый физический контакт. Все понимают, что происходит что-то необычное.

Сцена 3: перед ужином с друзьями Вивиен вбегает к Наталье - невозможно больше сдерживать напряжение. Ища русские фразы в разговорнике, Вивиен выжигает: «Я не знаю, что происходит. Скажи, что ты чувствуешь, это дружба или что-то другое? » - «Да, это что-то другое», - отвечает Наталья.

В этом году пара «поженилась» в Ирландии. Был большой праздник, со всей семьей, собаками, детьми, цветами и большим праздничным прайд-тортом. Для обоих это первые отношения с лицами своего пола.

«Сначала было много слухов, обсуждений. Идешь на базар и физически чувствуешь взгляды»

Всю эту историю Вивиен рассказывает абсолютно нормально и по бытовому, иногда переспрашивая, не подлить ли нам чайку. Чтобы не было никаких недоразумений, во время первой встречи она сразу сделала добровольный coming out и дала карт-бланш - спрашивать можно обо всем. Пара не афиширует своих отношений специально, однако и не скрывает - в таком городе, как Червень, это не имеет смысла. «Сначала было много слухов, обсуждений. Идешь на базар и физически чувствуешь взгляды. Однако со временем всем надоело, ведь нечего больше обсуждать - мы не делаем из этого тайны. Честность - лучшая политика» , - улыбается Вивиен. Звонит телефон, и у нас есть шанс услышать очень неплохой русский язык, ирландка выучила его на слух.

Приходит Наталья, такая же улыбчивая и одетая в клеточку. Под мелким дождем мы идем обедать в единственный местный ресторан «Созвездие». Червень - якобы город женщин, где мужики - тайна с очевидными ответами. Другой вопрос - где дети? Сын Натальи Никита сейчас на работе, помогает в строительстве своим друзьям. «Это очень важно - понять, хочешь ли ты всю жизнь работать физически, или лучше учиться» , - минуя огромного черного пса, объясняет Вивиен. Выясняется, что парень патриотически настроен - он хочет получить образование здесь, несмотря на то, что есть возможность учиться в Ирландии, где он проводит каждое лето начиная с пятилетнего возраста.

Мы проходим последний проект ирландцев - центр дневного пребывания инвалидов. Ранее это была комната в детском саду, о которой не знали даже сами червеньцы. Сейчас это отдельное одноэтажное здание, пригодное для развивающих занятий, с картинками на стенах и новым оборудованием. Восстанавливали его всем миром последние три года, единственное, что осталось закончить - игровую площадку. Белорусское правительство помогает тем, что просто не мешает. Вообще, складывается впечатление, что Червень - один из самых благоприятных городов в республике в плане обращения с людьми с особенностями развития.

Ресторан поражает диско-шаром под потолком и неплохим подбором элитного алкоголя. Если долистать меню до конца - сразу после сигарет предлагают приобрести презервативы. В общем, если долго смотреть в окно на пустые улицы, не трудно представить, что город недавно пережил легкую атаку зомби или загрязнение воздуха иприт. «В свободное время скучно невероятно, - рассказывает Вивиен.- Поэтому я постоянно работаю, один проект за другим». Кормят, кстати, неплохо. Интересно, что ранее волонтеры всю еду везли с собой из Ирландии - был прямой рейс и брезгливость к местной пище. Как-то работники даже уговорили ресторанного повара для разнообразия приготовить привезенную с собой баранью ногу.

После обеда продолжаем знакомство с городом. Нам показывают новую площадь, розовые домики, с удовольствием - памятник Ленину, который наконец снесли с пьедестала и приткнули где-то сбоку. Все время Наталья с кем-то здоровается и напоследок сбегает от нас по срочным делам. Где-то на пути от Ленина до райисполкома мы слышим сказку про ирландских фей и белорусских алкоголиков.

Дети, находящиеся в приюте, происхождением не из лучших семей. Часто родители лишены прав, еще чаще это матери-одиночки. Поэтому в свободное время волонтеры ездят по семьям и предлагают адресную помощь. «Мы не даем деньги просто так, ведь кто знает, на что их потратят. Если нужно холодильник, приобретаем холодильник, стол - приобретаем стол, масло или пища - идем в магазин. Однажды мы приезжаем к матери одной девочки - и я понимаю, что женщине нужна помощь едва ли не больше, чем дочери. Она живет в жуткой бане, с опасной проводкой, по всему телу огромные синяки - ее поколотил сожитель». Женщину вместе с ее сожителем отправили на лечение от алкоголизма в Минск. Сработало: они прекратили пить, нашли работу и даже вернули родительские права - что в нашем социально ориентированном государстве чрезвычайно сложно. Правда, схема работает не всегда: еще одна пара пить не бросила, и деньги ирландских благотворителей ушли на счет «Кристалла».

«Она живет в жуткой бане, из опасной проводкой, по всему телу огромные синяки»

Говоря об особенностях быта и то, как все меняется в лучшую сторону, доходим до оставленной возле почты машины. «А почему бы не помогать ирландским детям?» - спрашиваем мы напоследок . «У них нет таких проблем, система устроена и работает очень хорошо. Тут я нужна гораздо больше. Когда вернусь домой, буду разве что бездомными заниматься» , - отвечает Вивиен. Однако скоро она вернется в Ирландию, непонятно - местный проект почти закончен и нужно решить, куда двигаться дальше. С большой вероятностью это будет Африка. Поедут, конечно, вместе с Натальей.

На обратном пути делается дурно то ли от впечатлений и чистого воздуха, то ли, что более вероятно, от съеденного на обед хека. Спасает Coca-Cola - и просто хочется поблагодарить глобализацию за всю эту историю.

Источник: news.gayby.net

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ