Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Иппотерапия в лечении детей-инвалидов

Лечебный эффект от общения с животными известен не одну тысячу лет и еще Гиппократ утверждал, что больные люди быстрее выздоравливают при верховой езде, а меланхолики расстаются с черными мыслями. Специалисты Техасского колледжа ветеринарии исследовали частоту обращений за медицинской помощью среди пожилых людей и выяснили, что владельцы домашних животных делают это в четыре раза реже, чем их ровесники, которые не контактируют с кошками, собаками, попугайчиками и т.п. Однако иппотерапия среди других методов анималотерапии занимает особое место.

Лошади обладают очень сильным биополем и способны заряжать человека позитивной энергией, причем это происходит не только во время верховой езды, но даже в том случае, если постоять рядом с лошадью, погладить или почистить ее. В этом с ней могут сравниться, пожалуй, только дельфины.

Иппотерапия часто применяется при лечении детей-инвалидов в качестве многофункционального метода реабилитации, т.е. иппотерапия используется не только в качестве одной из разновидностей лечебной физкультуры, но и как метод психологической коррекции.

Механизм физической реабилитации при иппотерапии, в принципе, тот же, что и при других методах ЛФК, но есть один существенный нюанс. При верховой езде в работу включаются практически все группы мышц, причем происходит это на рефлекторном уровне - ребенок старается сохранить равновесие на спине лошади и при этом в работу включаются не только здоровые, но и пораженные мышцы. Фактически происходит напряжение мышц без влияния коры головного мозга, т.е. без волевого усилия. Сделать это в условиях обычных занятий очень трудно, т.к. ребенок очень часто просто не знает, как можно напрягать определенные группы мышц, поскольку заболевание у него возникло еще во внутриутробном периоде или во время родов и опыта движения в этих группах мышц у него нет. Помимо воздействия на мышечную систему, иппотерапия также благотворно влияет на функции вегетативной нервной системы.

Кроме биомеханического фактора при иппотерапии не менее важен, а в некоторых случаях и является основным психогенный фактор, что особенно важно при лечении детей с церебральным параличом, невротическими реакциями, аутизмом, нарушениями психического развития. Верховая езда требует концентрации внимания, целенаправленных движений при управлении лошадью (что особенно полезно при гиперкинетической форме ДЦП), способности ориентироваться при изменении ситуации, осознания своих собственных действий. Кроме этого, лошадь - очень сообразительное животное (иногда даже искренне веришь, что она обладает интеллектом) и требует к себе внимательного отношения, что побуждает ребенка адаптироваться к реальности. Немаловажным достоинством иппотерапии является очень высокая степень мотивации к занятиям с лошадьми. Ребенка порой довольно трудно уговорить, а еще труднее заставить заниматься ЛФК с инструктором, а тем более самостоятельно. Совершенно другое отношение у детишек к катанию на лошади и выполнению различных упражнений. Ребенок стремится почувствовать себя настоящим всадником, выполняя все более сложные упражнения и незаметно для себя приобретает уверенность, преодолевает свой страх. Эмоциональная составляющая при занятиях с лошадьми также имеет немаловажное значение. Кто хоть раз в жизни сидел на спине этого умного и благородного животного, запоминает это надолго, что уж тут говорить о детях? При первой попытке сесть на спину лошади даже взрослый человек испытывает чувство страха и неуверенности в своих силах. У ребенка эти чувства еще более выражены и даже после удачной первой попытки катании на лошади (разумеется, при помощи инструкторов или страхующих) значительно повышается его самооценка и уверенность в собственных силах.

Помимо физической и психологической реабилитации иппотерапия очень эффективна в плане социальной реабилитации ребенка. Более эффективному процессу интеграции в общество способствуют улучшение физического, психологического и психоэмоционального состояния ребенка, проще говоря - ребенок в большей или меньшей преодолевает болезнь и ощущает меньшую разницу между собой и другими детьми. Во время занятий ребенок общается с тренерами лошадей, инструкторами, конюхами, другими детьми и это заметно улучшает его коммуникативные способности. При уходе за животными ребенок приобретает определенные трудовые навыки. Если уход за лошадьми и не станет его профессией в будущем, то, во всяком случае, привьет способность к самостоятельной работе. Социальный фактор иппотерапии имеет большое значение не только для детей-инвалидов, но и для других членов общества - занятия конным спортом значительно повышают авторитет ребенка среди его сверстников и укрепляет их в мысли, что, занимаясь таким сложным видом спорта, ребенок с особыми физическими или психическими особенностями не только не очень уж сильно от них отличается, но в чем-то даже превосходит их.