Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Путешествие на ощупь

Нужны ли путешествия слепому? Всю информацию о мире он в основном получает из описаний других людей: горы высокие, холмы высокие, но не очень, лес – это когда много деревьев, на лугу растут травы и цветы, летают бабочки и пчелы. Зачем, спрашивается, невидящего человека куда-то тащить, если рассказать о том, что такое горы и чем засеяны поля, можно, не выходя из дома?

5D формат

Есть же, например, 5D формат — продолжение всем известного 3D, современного объемного изображения, когда за счет полукруглого экрана и стереозвука достигается эффект присутствия зрителя в кадре. В 5D зритель не только стоит рядом с цунами, извергающимся вулканом и перевертывающимся кверху дном «Титаником». Он, сидя в специальном вибрирующем и меняющем свое положение в зависимости от сюжета, кресле, несется ввысь вместе с орлами и ракетами, падает вниз в волны бушующего океана, его осыпают настоящие брызги реальной воды. Зрителя мочит дождь, и он ощущает запахи, а на аттракционах для по-настоящему сильных духом человек даже может почувствовать, как в самый ответственный момент по нему пробежала мышь и даже не одна.

Неужели после такой «реальности» нужно настоящее море, волны, брызги, ветер? Ведь все это можно познать, сидя в кресле, говорят, что их выпускают не только для кинотеатров и центров развлечений, но и для домашнего пользования. Каждый нормальный человек понимает, что описание действительности и присутствие в ней так же далеки друг от друга, как 5D формат и реальная жизнь. Можно пойти на аттракцион и «пережить» океанскую бурю, можно прочитать о путешествии по океану, но, ни первое ни второе не станет настоящей бурей и путешествием.

Как-то раз мы пошли с детьми в зоопарк, так как мы всегда все делаем вместе, за неимением возможности предоставить слепому развлечения для слепых, а зрячему развлечения для зрячих. Итак, слепой ребенок 5 лет попал в зоопарк – кругом клетки, заборы, барьеры, овраги и рвы. Никого не потрогаешь, не погладишь. Нужен ли такой поход ничего невидящему? Меня мучил этот вопрос, когда мы собирались в зоопарк, но он отпал, когда мы туда попали. Его сразу заинтересовало множество вещей. Во-первых, звуки. Мы не всегда обращаем внимание на их многообразие, но тот, у кого большая часть информации поступает через уши, слышит гораздо больше нас. Это гусь, это курица, утка, лошадь, восторг вызывает фырканье моржа, не говоря уже о слоне, который гудит, и жирафе, который чавкает. Во-вторых, запахи. Пускай своеобразные, не всегда приятные, но ведь они тоже – часть реальности. А в-третьих, и, мне кажется, это самое главное, когда ты в теории прокладываешь какой-то маршрут, придумываешь, чем позаниматься, о чем бы еще рассказать, у тебя не возникает столько непосредственных идей, автоматически появляющихся при описании действительности вокруг. Когда ты специально готовишься что-то рассказать, ты говоришь об интересных фактах, если речь идет о животном, о его повадках, о том, чем оно питается, как линяет и впадает в спячку и т.д., но описывая непосредственно то, что видишь, ты говоришь не о теоретических вещах, а о сиюминутном состоянии: «медведь купается, он строго смотрит на зрителей, рядом с ним маленький детеныш, мама его облизывает, несмотря на то, что сейчас лето у них в вольере снег, потому что…» Так как неизвестно будет ли пятилетний ребенок в будущем зоологом, ценнее, думаю, все-таки не теория, а представление о реальной жизни. История с зоопарком подтолкнула меня к мысли о необходимости всюду брать с собой человека, который хотя ничего и не видит, но всем интересуется так же, как и обычный ребенок.

Едем на море

Мы собирались поехать на море на машине, около двух тысяч километров почти безостановочной езды тяжело выдержать любому ребенку, но если зрячих можно отвлечь картинками за окном, как быть со слепым? Аудиокниги, леденцы на палочке, чай из термоса, остановки и знакомство с чем-то новым: «вот тут на поле растет рожь, потрогай, это колосок, он колется, это зернышки, сейчас они еще зеленые, неспелые…» Обычные дорожные развлечения для маленьких детей для него столь же актуальны. Опасения, что он будет ехать и страдать, не оправдываются, когда другие устают и смотрят в окно, слепой может спокойно спросить: «А там за окном сейчас что?» Он знает, что такое лес, и деревня, и бензозаправка, он не страдает от того, что не видит их, он получает информацию, как каждый путешественник, но по-своему.

То же самое можно сказать и об авиаперелете, и о путешествии на поезде. Всегда можно найти то, о чем рассказать человеку, который не видит. И ему будет интересно. Когда я слышу о том, что путешествовать с инвалидом тяжело, с одной стороны, соглашаюсь, но, с другой, вспоминаю, что ездить куда-то с маленьким ребенком или несколькими также тяжело. Когда отменяют рейс или не приходит вовремя автобус, или поезд «Москва-Севастополь» идет не 25 запланированных часов, а 40, потому что на пути вдруг, в мирное время, начали взрываться и гореть военный склады, и ты вместе с тремя-четырьмя детьми едешь запасными военными путями по степи, это тоже тяжело. Но эти сложности не отменяют путешествий и тех приятных эмоций, которые с ними связаны.

Как рассказать человеку о море, если он не видел его – «много воды, она соленая, бывают волны»? Любой, кто впервые приезжает на море, понимает, что рассказ о нем – самый подробный, самый тщательный, не идет ни в какое сравнение с реальностью. Это точно так же касается и ощущений незрячего. Песок и галька, нависающая скала, водоросли и медуза, которую можно потрогать руками, – впечатления нашего первого дня пребывания на юге. Второй день помимо моря отдан на откуп черешне, абрикосам, тому, как они растут. Их можно сорвать и положить в рот, и ощутить небом теплую, пропитанную солнцем шершавую кожицу и сладкую мякоть. Вопрос «а что это?» относится и к стрекоту цикад, и к заросшим дикой розой колючим оградам, и южные запахи, совсем другие, чем те, к которым мы привыкли.

На третий день путешествия мы едем к горы, тут лошади. Их можно погладить и даже покататься на них. Мой ребенок сидит верхом, в седле, у него в руках уздечка. Он узнал за эти пять-десять минут столько нового! Мы в татарской деревне, в каждом дворе можно попить чай в небольших беседках. Разве придет в голову, сидя на нашей обычной московской кухне, рассказывать детям о том, что некоторые едят, сидя на полу, на коврах, а столики при этом маленькие и низкие. Когда ты так ешь, можно даже и лечь, за спиной ведь подушки. Итак, мы сидим-лежим-ползаем в подушках, хозяйка приносит чай. «Знаешь, какой он тут? - спрашиваю мальчика, - не из пакетиков, не черный и не фруктовый. Его заваривают из трав, которые растут в горах». «Круто», - кивает он.

Или взять прогулку по набережной. На воде качаются небольшие лодки и белоснежные яхты, чуть в стороне - корабли. Что такое парус, и якорь, и трап, кто управляет судном, и как называется «руль». Вопросы как всегда бесконечны, но здесь можно не только рассказывать – можно дать потрогать канат, и покатать на лодке, и если повезет («будь хорошим, послушным мальчиком, и тогда…») взяться за штурвал. В путешествии все совсем не так, как дома: походы в кафе, газировка и поедание мороженого прямо на улице. Правила, по которым живешь обычно, как будто отменяются, и это тоже очень важный опыт. Ведь нельзя жить ради правил, любой ребенок должен понимать, что какими бы полезными ни были шпинат и творог, бывают моменты, когда их можно заменить на вредные чипсы и гамбургеры.

Мне кажется, это и есть полноценная жизнь – не в смысле присутствия в ней гадких чипсов, а в смысле ее многообразия. Известно, что слепые дети бывают больше здоровых сверстников подвержены пониженным настроениям, они могут «погружаться в себя», замыкаться, потому что понимают или чувствуют, что не могут открыть для себя мир во всей его полноте. Когда слепой участвует в каком-то общем деле, он не испытывает своего отличия от других людей. Вернувшись домой, наш мальчик рассказал бабушкам о поездке на море ничуть не меньше, чем его сестра.

Социально ответственный бизнес

В 2005 году в Великобритании была создана туристическая компания Traveleyes. Ее возглавил почти слепой человек по имени Амар Латиф, который при любви к путешествиям, не раз на собственном опыте убеждался, как трудно слепому человеку поехать туда, куда он хочет. Несмотря на не такую уж длинную историю турагентство завоевало большую популярность не только в своем родном городе Лидсе и даже не только в Объединенном Королевстве. В агентство активно обращаются люди и из других стран.

Желающие отправиться в путешествие регистрируются на сайте компании, указывают предположительное время поездки и направление – определенные страны Европы или Африки, экзотика Южной Америки и т.д. Информацию на сайте компании можно и посмотреть, и послушать. В одну туристическую группу попадают как зрячие, так и незрячие попутчики. Их обычно поровну. Мы привыкли, что со слепым, особенно тем, который едет в другую страну, обязательно должен находиться родственник или нанятый за деньги помощник. Но на Западе слепой может быть самостоятельным человеком, независящим от ближайшей родни. Он может поехать в путешествие самостоятельно, рядом будет доброжелательный сосед, готовый побыть «глазами» слепого, но не его «нянькой». Обычные люди с удовольствием принимают участие в подобных поездках, так как им предоставляются очень большие скидки на тур. Кроме того, в этих поездках привлекает не только цена: возможность обогатиться новым опытом, пообщаться с другим человеком и помочь ему – также ценится клиентами агентства. Перед поездкой зрячие участники путешествия проходят специальные тренинги, на которых их обучают патронажу за слабовидящими партнерами в путешествии.

Пляжный отдых в Хорватии, знакомство с древними поселениями Перу, Париж и другие европейские города, а также Мальта, Марокко, Канада, Куба, Калифорния. Интересно, как рекламирует компания тур в Италию? Что привлекательного там для слепых – спагетти и пицца? Я более или менее справляюсь с переводом рекламного текста: «Романская архитектура, искусство Ренессанса, гастрономические экскурсии, лучшие итальянские вина, а также отдых на побережье». Почему считается, что слепым это неинтересно и не нужно? Конечно, наш мир приспособлен для зрячих людей. Но надо иметь в виду, что по данным организации World Health Organisation, в мире насчитывается около 314 миллионов слепых и слабовидящих людей, и с годами в силу разных причин эта цифра растет.

Я разглядываю фотографии, выложенные на сайте агентства. Счастливые, улыбающиеся люди держат в руках только что сорванные с дерева апельсины, светит яркое солнце, поэтому почти все они в темных очках, зрячих и незрячих не отличить друг от друга. На другой картинке несколько человек идут друг за другом по подвесному мосту, тут уже видно, что те, кто видит, как бы опекают своих напарников. Но лицо каждого выражает удовольствие, все без исключения улыбаются.

Лицо незрячего человека очень четко передает испытываемые им эмоции. Они не умеют изображать улыбку, они же никогда не видели, как ловко это умеем делать мы. Слепые улыбаются только тогда, когда действительно испытывают приятные эмоции. Улыбка у незрячего появляется сама собой, он не «натягивает» ее на себя. Выражения лиц этих людей олицетворяют социальную правильность проекта. Но помимо этого, растущая известность компании, и ее успешность с точки зрения бизнеса, говорят о востребованности подобных явлений во всем мире. Конечно, в развитых странах поддержка инвалидов государством распространяется не как у нас – в основном на тех, от кого отказались в роддоме, сдали в детский дом или интернат. Там на пенсию по инвалидности незрячий человек может по-настоящему «увидеть» мир.

Несмотря на то, что британская компания пока является единственной в своем роде, интерес к подобным вещам, думаю, будет увеличиваться. Идеи инклюзивности образования и интеграции инвалидов в жизнь всего общества, о чем так много сейчас говорят, могут стать реальными и осуществимыми.

P.S.

Недавно мы напечатали фотографии из нашего путешествия. Мальчик на лошади, он же на фоне лодок, семья в полном составе ужинает в пиццерии, дети пьют молочные коктейли, брат с сестрой сидят на потертом каменном льве, все ползают по развалинам древнегреческого города. Светит солнце, все улыбаются.

Источник: miloserdie.ru