Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Неприступный город

Корреспондент «СП» провёл эксперимент: пересел в инвалидную коляску и в сопровождении помощника и фотографа проехал от редакции до городского стадиона. Самостоятельно удалось забраться только на один пандус. Первое, с чем нам пришлось столкнуться, — невозможность передвижения по разбитым тротуарам и отсутствие съездов у многих пешеходных переходов. Перед нами стоял выбор: либо спуститься на проезжую часть, либо передвигаться пешком с пустой коляской и у каждого пандуса садиться в неё, периодически удивляя прохожих «чудесным исцелением». Мы выбрали второе.

«Взлётные полосы» и «ширококолейка»

Первым делом заехали в Кассу социального страхования, находящуюся через дорогу от нашего офиса. Там мы увидели бетонный пандус с небольшим углом наклона. По нему я смог самостоятельно попасть в здание на коляске.

Далее мы оправились в Бельцкий государственный университет имени Алеку Руссо. Оказалось, что в БГУ ученье — свет, но не для всех. Людям с ограниченными возможностями можно попасть лишь в один (новый) корпус, где расположены факультеты права и экономики. У этих зданий есть даже специальный подъезд для колясок. Теоретически можно пробраться ещё и на факультет иностранных языков, поскольку он соединён с факультетом права коридором. У других факультетов, столовой и административных зданий ни одной рампы мы не обнаружили.

Не удалось нам взять «колясочным штурмом» и Центр подготовки медицинских работников и фармацевтов, что напротив БГУ. Там колёса нашего средства передвижения не поместились в широко расставленные железные «рельсы», да и подъём оказался очень крут. В Центр семейного здоровья № 3 по улице Кошбука с трудом удалось загнать лишь коляску, так как в колею вписались только задние колёса. По бетонному подъёму получилось попасть в Центр лазерной терапии.

Успехом завершилась наша попытка въехать и в детский парк «Андриеш» со стороны улицы Хотинской. Но вот до самих ворот надо добираться, преодолевая скверные бордюры и ужасный тротуар.

От парка к зданию суда трудно толкать даже пустую коляску — тротуара нет, а эпитет «проезжая» к тамошней части дороги применить сложно. Железный пандус в суде неприятно удивил. Он очень крутой и больше похож на пусковую установку для ракет. На такую «стену» не то чтобы самостоятельно, но и с чужой помощью вряд ли удастся забраться. К тому же и швеллера в очередной раз оказались широкими для коляски.

На улице Мира мы попытались заехать в офис «Banca Socială». Отметим, что там аж два пандуса: сплошной, выложенный тротуарной плиткой у подъезда, и железный на ступеньках самого здания. Однако прокатиться ни по одному не удалось, поскольку доступ к ним был закрыт железными воротами.

Дальше по непроходимым для любого вида колясок тротуарам мы добрались до гостиницы «Бэлць» — ещё одного места, куда нереально попасть колясочнику. Крутые нестандартные швеллера пригодны лишь для того, чтобы о них спотыкался здоровый человек. В муниципальный Дворец культуры не без труда, но всё же попали. В примарию не заезжали, но обратили внимание на то, что подъезды для колясок там удобные.

Далее мы двинулись вниз по улице Штефана чел Маре, где обнаружили напротив остановки «Роддом» сданный недавно в эксплуатацию четырёхэтажный коммерческий центр совсем без приспособлений для людей с ограниченными возможностями. До этого не смогли попасть в частный Центр вакцинации по той же причине, что и в гостинице и суде. Сложилось ощущение, что надо поступать, как на границе с ЕС, где поезда меняют колёса для узкоколейки.

На этом наш короткий вояж на коляске закончился. Выводы неутешительные: люди с ограниченными возможностями как минимум в плане передвижения на колясках в основном предоставлены сами себе. Они вынуждены двигаться в обход тротуаров по проезжей части, а во многие места им доступ закрыт. Подчеркнём, что мы объехали лишь малую часть городских предприятий и учреждений. В городе, конечно, есть и хорошие приспособления для людей с ограниченными возможностями, но их мало.

«Пандусы должны быть во всех местах, которые посещают люди»

Мы обратились в отдел архитектуры, чтобы узнать о правилах установки пандусов.

«Пандус — составная часть архитектурного проекта, — сказал главный архитектор Бельц Вячеслав Коадэ. — Они должны устанавливаться во всех местах, которые посещают люди, будь то магазин, парикмахерская, аптека или любое другое общественное здание. Место установки и угол подъёма рассчитывается согласно строительным нормативам. Что касается наказаний, то мы можем только не принять объект без этого приспособления. Правда, закон об этом вышел около пяти лет назад, потому многие построенные ранее объекты лишены их. Мы мало что можем сделать».

«Я всем советую делать монолитные конструкции»

Мы также связались с председателем Общества инвалидов Николаем Мельником, который распоряжением бельцкого мэра назначен членом комиссии по приёму и сдаче в эксплуатацию строительных объектов.

«Проблема с пандусами существует, и довольно острая. Многие экономические агенты относятся к ней безразлично. Я ставлю печать, чтобы они установили пандус в определённые сроки. Но агент может запустить объект по своей воле и без него.

Многие, правда, консультируются с нами. Мы выезжаем на место и советуем, где и как лучше установить рампу. Поэтому в городе есть несколько отличных заездов для инвалидов.

Бывают и так, что объект стоит близко к тротуару и красная линия застройки не позволяет установить пандус. В таких случаях должна быть кнопка вызова персонала. К тому же в зданиях, где угол подъёма ступенек не превышает 30 градусов, рампу можно не устанавливать. К каждому строению надо подходить индивидуально, в зависимости от его расположения, поэтому в таких ситуациях сложно руководствоваться определённым правилом», — объяснил Николай Мельник.

Мы поделились нашим негативным опытом «езды» по железным швеллерам. «Я всем советую делать монолитные конструкции, — ответил председатель Общества инвалидов. — По ним гораздо лучше заезжать в здание. Что касается железных швеллеров, то они должны быть построены таким образом, чтобы по ним могла проехать любая коляска — от маленькой детской до самой большой взрослой. Расстояние между внутренними границами железных швеллеров не должно быть менее 400—420 мм, а их общая ширина должна составлять 670—680 мм».

Николай Мельник заверил нас, что намерен вскоре обратить более пристальное внимание примарии на проблемы людей с ограниченными возможностями. «Я планирую выступить с инициативой, чтобы решением муниципального Совета обязать всех экономических агентов установить или сделать проезжими пандусы. Надеюсь, что и после этой публикации появится какая-то реакция со стороны владельцев учреждений».

Александр Дзекиш

Источник: esp.md