Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Парикмахерская для глухих. Язык жестов не обязателен.

Первая в России парикмахерская для глухих открылась в Москве. В салоне «Надин» работают только инвалиды по слуху. Наш корреспондент убедился, что не обязательно владеть языком жестов для того, чтобы здесь подстричься

Беспомощных стригут плохо

«Я ходила по домам, стригла глухих. Они жаловались, что в парикмахерской их не понимают, и стригут не так, как они просят», -- рассказывает администратор парикмахерской Надежда Васильева. Я плохо понимаю ее слова из-за выговора, свойственного инвалидам по слуху, и прошу мужа Надежды, владельца парикмахерской Кирилла помочь мне. «Качество обслуживания тоже было не очень, -- переводит он, -- глухих стригут хуже, чем людей с полным слухом. К сожалению, иногда люди пользуются тем, что человек беспомощный, и выполняют свою работу спустя рукава. А иногда бывает так, что мастер тебя о чем-то спросит, а ты в этот момент отвернешься и не услышишь. Он начинает раздражаться, потому что думает, что ты его игнорируешь».

Инвалиды по слуху Надежда и Кирилл Васильевы решили помочь другим слабослышащим, и открыть в Москве первую парикмахерскую, где клиенты и мастера будут чувствовать себя комфортно. «Они придут и будут знать, что здесь все свои, и можно расслабиться», -- говорит Кирилл. По его словам, из-за отличия от остальных людей, инвалиды по слуху живут несколько изолировано и стараются держаться вместе. Поэтому друг для друга они всегда «свои».

Для того чтобы открыть свое дело, был необходим начальный капитал. Супруги нашли в сети благотворительный фонд «Наше будущее» и победили в конкурсе проектов социального предпринимательства. Фонд дал беспроцентный кредит в один миллион; 400 тысяч вложила сама семья Васильевых, и в начале июня 2012 года названная в честь супруги парикмахерская «Надин» открыла свои двери в первый раз.

Как бюрократия заставляет себе кланяться

Надежда стала администратором, а Кирилл – владельцем, сменив профессию инженера производственных систем на частное предпринимательство. У салона есть номер для СМС-записи на стрижку. Если приходит сообщение, его читает Надежда. Если телефонный звонок – вызов переадресовывается на Кирилла. Из всех сотрудников он единственный, кто может свободно говорить с клиентами по телефону.

В два года Кирилл заболел гриппом, осложнение пошло на ухо, и в результате 95% слуха были утрачены. Но слуховой аппарат компенсирует потерю настолько, что по акценту почти невозможно понять, что социальный предприниматель плохо слышит. Два года Кирилл ходил по кабинетам чиновников и оформлял все необходимые бумаги. Не всегда в кабинетах могли понять, что он слабослышащий и раздражались в ответ на его просьбы. «Приходишь в контору, а там стекло и в нем узкое окошко внизу -- звук рассеивается. Приходится наклоняться к самому окну, чтобы расслышать, что тебе говорят, -- объясняет Кирилл. – Все равно не слышишь, и просишь написать на бумажке. А люди не понимают и злятся». Еще одним препятствием стали длинные столы, которые обычно отделяют чиновника от просителя. «Он на том конце стола сидит, его там и видно-то плохо, не то что слышно», -- шутит Кирилл.

Эту ситуацию социальный предприниматель объясняет отставанием в менталитете от Запада, где инвалиды по слуху уже давно включены в жизнь общества. «У меня брат в Голландии работает, -- приводит Васильев пример в доказательство своих слов. – Один раз он нарушил правила, и попытался перед полицейским прикинуться глухим. Обычно его отпускают – что взять с инвалида. А голландский полицейский на жестовом языке объяснил, что брат нарушил закон и придется заплатить штраф. У них полицейских в обязательном порядке обучают языку жестов».

Дальше будет автомойка

Среди клиентов парикмахерской не только инвалиды по слуху, но и просто жители соседних домов. Сначала некоторые люди напрягаются из-за акцента или просьбы повторить свою фразу. Но потом понимают, что работники слабослышащие, и дальше все идет как обычно. Рядом есть несколько парикмахерских, но в одной стрижка стоит 60 рублей, а в другой – больше тысячи. Свою ценовую политику салон определяет как «чуть ниже среднего», так что парикмахерская находит своего клиента. Модельная стрижка мужчинам обойдется в среднем в 450 рублей, инвалидам по слуху - скидка 10%. В салоне работают пять человек – два мастера, и трое учеников. Мастера постепенно обучают новичков тонкостям своего искусства. Все работники – инвалиды по слуху. В будущем Кирилл Васильев планирует наладить сотрудничество с интернатами для глухих и обучать его выпускников.

Если все пойдет так же, как сейчас, то через полгода парикмахерская выйдет на окупаемость и начнет приносить прибыль, которая частично пойдет на погашение кредита. Штат будет увеличен до восьми человек. В планах на будущее – сделать проект сетевым и открыть такие парикмахерские по всей Москве. Затем Кирилл Васильев надеется открыть автосервис и автомойку для глухих. «Многие слабослышащие хотят работать в этой области, -- объясняет свой выбор социальный предприниматель. – Чтобы открыть собственное производство, нужны слишком большие начальные инвестиции, поэтому приходится ограничиться сферой обслуживания».

Стричься было страшновато

Я решил опробовать качество услуг на себе парикмахерской. Сначала было немного страшно – вдруг скажешь мастеру слишком тихо или слишком громко, или как-то обидишь его своим отношением. Я стеснялся лишний раз сказать – где покороче, а где подлиней. Но потом я примерно понял – как надо говорить, приспособился, и общение стало более непринужденным. Чтобы объяснить Татьяне какую стрижку я хочу, не нужно кричать, достаточно просто говорить не очень быстро и оставаться в поле ее зрения. У мастера стаж больше 18 лет и поэтому она понимает, чего я хочу с полуслова. Конечно, поговорить за жизнь, как в ближайшей к дому парикмахерской, у нас не получилось. Но первоначальная неловкость в общении полностью сгладилась, и мы могли говорить не только о стрижке. Я объяснил Татьяне, что очень придирчив к стрижке и обычно недоволен результатом. Но в этот раз постригли даже лучше, чем стригут рядом с домом. А цена оказалась примерно такой же.

Адрес салона-парикмахерской «Надин»:

ул. Беломорская, дом 20, корп.1.
Сайт http://salon.deafnet.ru/
SMS: 89151006679
ICQ: 635254960
Email: salon-nadin@mail.ru

Кирилл Миловидов

Источник: miloserdie.ru