Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Что представляет собой инклюзивное образование в Украине

Если говорить простыми словами, инклюзивное образование – это попытка добиться равного права на образование для всех детей, независимо от их состояния здоровья, пола, возраста, национальности. Идея инклюзивного образования заключается в том, чтоб дети с особыми потребностями учились в учебных заведениях страны наравне с другими детьми. При этом у всех этих детей должна сохраняться возможность учиться рядом с местом жительства их семей.

Отсутствие возможности инклюзивного образования может повлечь за собой нарушение не только права на образование, но и целого ряда других фундаментальных прав человека.

Константин Реуцкий, глава правления правозащитного центра "Поступ" и член правления ассоциации общественных организаций "Українська Гельсінська спілка з прав людини":

«Ни одно из известных мне решений Европейского Суда по правам человека не содержит прямых указаний на то, что инклюзия включена в стандарт запрета дискриминации. Однако, в ряде решений Европейского Суда в делах связанных с дискриминацией, говорится о так называемых "позитивных действиях" - обязательствах по обеспечению равных условий для представителей уязвимых групп, которые налагаются на государство.

В нашем случае речь идет о создании безбарьерной среды и необходимого методического аппарата для преодоления социальной изоляции детей с инвалидностью. Без этого представители данной группы не смогут реализовать целый ряд других фундаментальных прав и свобод. И нарушителем этих прав будет государство, которое не предприняло всех необходимых действий для обеспечения детям с инвалидностью равных условий для их реализации», - говорит правозащитник.

Сейчас в стране начали активно работать люди, которые помогают украинцам понять, что такое инклюзия. Они занимаются внедрением инклюзивных подходов к образованию в нашей стране, в том числе и на уровне государства.

Одна из них - Галина Клименко - координатор Инклюзивного ресурсного центра украинско-канадского проекта «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Украине». Галина – педагог, психолог и еще она мама особого ребенка. Проблемы внедрения инклюзивного образования в Украине Галина Клименко изучает уже много лет и может смело может называться экспертом в этих непростых вопросах. В этой статье Галина согласилась ответить на несколько вопросов нашего журналиста:

Какие условия нужны для включения особых детей в общеобразовательное пространство Украины?

- Одно из таких условий - правильная, не искаженная информация, которая и формирует у граждан позитивное общественное мнение. Но начало всем изменениям может положить только присутствие самих детей в детских садах и школах. Именно их появление там заставит меняться и образовательную среду, и само отношение к проблеме.

Зачем нужно украинцам отдавать особых детей в обычные школы?

- Начнем с того, что мы не говорим, что кому-то что-то нужно делать в обязательном порядке. Мы говорим только о том, что у родителей особых детей должно появиться право выбирать форму обучения для своего ребенка. Собственно, это право было всегда, но мало кому из родителей приходило в голову настаивать на нем да и реальность не оставляла практически никакого шанса для такого выбора. Мое глубокое убеждение состоит в том, что всегда нужно идти только от интересов ребенка, давая возможность максимальному раскрытию его способностей. И нельзя забывать, что все таланты имеют смысл только при социальном взаимодействии с другими людьми. Очень трудно говорить о полноценной социализации любого особого ребенка в закрытой «специальной среде» при отсутствии возможности свободного общения с обычными сверстниками.

Школа является тем окошком, через которое ребенок попадает в наш взрослый мир. И если сегодня родителям страшно, что особого ребенка обидят в школе, то исчезнет ли этот родительский страх перед жизнью, когда ему исполнится 18 лет? Ведь школа – это и есть самая настоящая школа жизни. Здесь человек обретает не знания, но и умение общаться, ставить задачи и достигать целей. Наконец, школа учит нас быть просто людьми, понимать, сопереживать, помогать и поддерживать друг друга. Разве есть у школы другая, более глобальная миссия, чем подготовка детей к взрослой жизни? И тут еще неизвестно, кому полезнее учиться вместе обычным детям с особыми, или наоборот.

Выбирая сегодня для своего особого ребенка специальные «тепличные», условия, родители обрекают его на дальнейшую социальную изоляцию в стенах родного дома, впоследствии такие дети неизбежно оказываются пациентами специальных интернатов. К сожалению, сегодня это единственное, известное мне, место для наших позрослевших детей.

Почему тема инклюзивного образования вдруг стала такой популярной в последнее время?

- Возможно, для кого-то тема эта и выглядит модной, но для семей, воспитывающих детей с инвалидностью, это вопрос качества жизни их ребенка в настоящем и в будущем.

Я бы не сказала, что тема такая уж новая для Украины. Ведь процесс так называемой «скрытой инклюзии» существовал всегда. Отдельные дети с инвалидностью и раньше получали шанс обучаться вместе со своими здоровыми сверстниками. Один из таких ярких примеров - история обучения в обычной школе симферопольского мальчика Дениса Предеина. Будучи прикованным к инвалидной коляске, он окончил школу с золотой медалью и поступил в университет. Школа, в которой когда-то учился Денис, не имела пандуса, но его одноклассники каждый день поднимали парня по лестнице на руках.

Сегодня УВК школа-лицей №3 им. А.С. Макаренко в г. Симферополе, в которой когда-то учился Денис, является пилотной школой нашего проекта и сейчас тут учатся 6 особых детей, среди которых есть дети с аутизмом, синдромом Дауна, детским церебральным параличом и другими особенностями развития. За этой краткой информацией скрывается огромный труд всех тех людей, от которых зависело успешное включение каждого такого ребенка в школьную среду. На сайте нашего проекта есть видеоматериалы о том, как сегодня это происходит на практике.

Какие законы регулируют внедрение инклюзивного образования в нашей стране?

- В 2009 г. Украиной была ратифицирована "Конвенция о правах людей с инвалидностью". Статья 24 Конвенции гласит о том, что государства, присоединившиеся к ней, признают право людей с инвалидностью на образование и в целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни. Конвенция является документом прямого действия, а это означает, что нарушение ее положений будет достаточным основанием для обращения граждан в судебные органы в случае нарушения их прав.

В последнее время был принят целый рая новых нормативно-правовых актов, касающихся продвижения модели инклюзивного образования в Украине. Назову лишь несколько, наиболее важных. 1 октября 2010 года приказом № 912 Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины была утверждена «Концепция развития инклюзивного обучения». Следующим важным документом стал «Порядок организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных учреждениях», утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 15 августа 2011 г. На основании изменившихся образовательных подходов принято также новое «Положение о психолого-медико-педагогических консультациях».

Расскажите о внедрении инклюзивного образования в Крыму и в Керчи?

- Ведущую роль в этом занимает Министерство образования и науки, молодежи и спорта АР Крым. Министерством пределены базовые по внедрению инклюзивного образования детские дошкольные учреждения и школы. Создается банк данных детей с особыми потребностями, проводятся семинары и рабочие встречи с представителями образования на местах. В Керчи родителей особых детей, которые хотят обучать своего ребенка в условиях инклюзивного класса, просят обращаться в Керченский Центр социальных служб для семьи, детей и молодежи по адресу: ул. Самойленко, 25, тел. 2-13-96.

Но, по информации керченских родителей особых детей, которые уже обращались в этот центр, количество заявок очень низкое. А ведь такие дети в Керчи есть, и их довольно много. Это говорит только о том, что родители просто не владеют информацией вообще или владеют искаженной информацией о том, что такое инклюзивное обучение и почему есть смысл на нем настаивать. Поэтому мы, как проект, видим одним из своих главных заданий – предоставить правильную информацию об этом. Мы хотим дать родителям возможность осознанного выбора дальнейшего жизненного пути для их ребенка.

Сегодня их пугают отсутствием специальной поддержки особых детей в общеобразовательных садах и школах и неготовностью остального общества к их принятию. Но, скажите, как скоро появится такая поддержка и как скоро изменится отношение, если особые дети не придут в школы, а их родители не станут грамотно настаивать на создании для необходимых условий на основе соблюдения прав?

От автора. Я считаю, что если в каждой группе детского сада или школьном классе будет один или два особых ребенка - это пойдет только на пользу всем. Такой малыш сможет быстрее приспособиться к социуму и завести много новых друзей, а остальные дети будут воспитываться более терпимыми, милосердными и толерантными.

Ребята на простых жизненных примерах смогут понять и принять тот факт, что все люди разные, но все люди имеют в нашем обществе равные права. А это один из главных моментов для построения здорового общества, которое сможет уважать права и свободы каждого человека, независимо от количества болезней, цвета кожи, расы и религии. А разве не к этому мы стремимся?

Ирина Седова в рамках проекта «Имеем право» при поддержке благотворительной организации «Мы вместе»

Источник: kerch.fm

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ