Архив:

Самара недоступная и барьерная

Больше всего для инвалидов не приспособлены тротуары и торговые точки. 9% жителей города не могут свободно передвигаться по улицам. «Самара к нам вообще никак не приспособлена, – рассказывает Александр Ивашкин, – а вот нам к ней приспосабливается, хочешь – не хочешь, приходится». Александр – инвалид первой группы, в 1997 году получил компрессионный перелом позвоночника. С тех пор передвигаться ему приходится только на коляске. Однако в Самаре радиус перемещений весьма невелик, город очень недружелюбен к инвалидам.

На минувшей неделе прокуратуры ряда российских городов проверили доступность самых разных учреждений для людей с ограниченными возможностями. Например, в Туле местные «синие мундиры» выяснили, что в четыре аптеки попасть инвалидам невозможно. И составили предписание об устранении преград для колясочников. В Пятигорске прокурорские объявили юридическую войну городской администрации – в мэрию на коляске тоже не въедешь. Активно ведет работу и прокуратура Московской области.

А что у нас? Напомним, с 1 января 2011 в городе действует уникальная для региона программа по созданию безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных граждан. В 2011 и 2012 годах на ее финансирование выделено по 79 миллионов рублей. В прошлом году на эти деньги поставили всего 24 пандуса. Разумеется, сенсорная комната в инклюзивной школе №139 – одной из немногих в Самаре, пять специализированных туалетов в медучереждениях и 10 светофоров с «пищалками» для слабовидящих – это очень хорошо. Правда, те же светофоры малоэффективны без тактильной тротуарной плитки, при помощи которой слепой человек может сам передвигаться по улицам, не боясь встретиться со столбом или неожиданно выйти на дорогу. Однако Москва тоже не сразу строилась…

Тем не менее, ситуация с пандусами продолжает оставаться критической. И обвинять в этом исключительно городские власти, наверное, будет неправильным. Зачастую, на проблему не обращают внимания коммерческие организации, которые, казалось бы, должны способствовать тому, чтобы их посещало как можно больше людей – независимо от состояния здоровья.

Чтобы оценить «инвалидоориентированность» Самары, мы вместе с Александром Ивашкиным немного прогулялись по городу: «Одна из самых больших проблем – бордюры. Они очень высокие, и если на некоторые можно забраться, то большинство – непреодолимы. Специальные заезды есть далеко не везде, хотя этого требуют СНиПы». К слову, съезды с тротуаров могли бы пригодиться не только инвалидам на колясках. Автору этой заметки неоднократно приходилось «спасать» молодых мам, которым нужно было перетаскивать через бордюр одновременно ребенка, его «транспорт», и, например, пакет с покупками. Наверняка оценят удобные съезды и велосипедисты, которые несмотря на отсутствие инфраструктуры, все-таки предпочитают пользоваться экологически чистым транспортом.

Владельцы модульных магазинов в Промышленном районе Самары явно не стараются оборудовать свои торговые точки пандусами. В магазин под названием «Добрый» Александр, как ни старался, попасть не смог. Продавец еще одного объекта мелкого ритейла, вокруг которого мы «плясали» около 5 минут, все таки вышел. Однако привлек его внимание не инвалид-колясочник, а… фотокор «СИ». После того, как мы объяснили цель нашего визита и посоветовали владельцу магазина сделать пандус, продавец, так и не удостоив нас ответом, вернулся за прилавок.

Зачастую ситуация с пандусами превращается в абсурд. «В Самаре много мест, где пандусы – это две обычные железные рельсы, и пригодны они далеко не для всех типов колясок. А иногда пандусы ставят под таким углом, что забраться по ним невозможно даже обычному человеку – уж очень они крутые», – делится Александр Ивашкин.

С транспортом ситуация в Самаре получше: выдвижными аппарелями оснащены 112 автобусов, два трамвая и целый один троллейбус. Впрочем, Александр рассказал, что на общественном транспорте не ездит. «Утром обычно толчея, там и простые-то пассажиры не помещаются, а уж если я с коляской полезу... Поэтому от своего дома на Металлурге до работы на проспекте Кирова я езжу на коляске, сам. Правда, ездить приходиться по… автомобильным дорогам. Не понимаю, почему пешеходы не возмущаются состоянием тротуаров. Автомобилисты поднимают крик, когда дороги плохие, потому дороги и ремонтируют. А пешеходы? Тротуары-то в еще худшем состоянии!», – делится Александр.

Впрочем, он уверен, что основная проблема колясочников в Самаре не инфраструктурная, а психологическая. «Во-первых, люди не всегда понимают проблему, не всегда предлагают помощь. Но если попросить, то соглашаются почти всегда. Водители тоже не всегда относятся с пониманием к инвалиду, который не может перейти дорогу так же быстро, как и здоровый человек», – рассказывает Александр. Но основная проблема есть иногда и у самого инвалида в голове: «Многие после того, как заболевают, считают, что на их жизни поставлен крест, не выходят из дома и так далее. И тут никакая безбарьерная среда не поможет. Людям нужна реабилитационная, психологическая помощь».

Впрочем, наличие пандусов и удобных съездов с тротуаров в Самаре явно не помешает, причем не только инвалидам, но и населению других категорий. Поэтому, поскольку «Самарские известия» согласно Закону о СМИ имеют право привлечь внимание прокуратуры, просим самарские надзорные органы последовать примеру своих коллег из других регионов и проверить, как соблюдаются права инвалидов в нашем городе.

Справка

На сайте Транспортного оператора Самары tosamara.ru можно узнать расписание движения низкопольного транспорта на городских маршрутах.

Сергей Круглов

Источник: samarskieizvestia.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ