Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Путёвка в жизнь для особенных детей

В новом базовом законе «Об образовании в Российской Федерации» может появиться раздел, посвящённый инклюзивному образованию. Это на федеральном уровне­ узаконит совместное обучение обычных и особых детей. Открытым остаётся вопрос, как это будет реализовано в школах, большинство которых не приспособлено к такой форме обучения.

Нюансы темы обсудили на выездном заседании члены Совета по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации. Оно прошло в Ново-Переделкино в одной из четырёх столичных школ-интернатов для детей, страдающих ДЦП. Это учебное заведение для «особенных» детей было открыто в 2006 году. Работать сюда пришли не просто педагоги, а энтузиасты, создавшие для проживания, обучения и реабилитации таких ребят максимально благоприятные условия.

В этом убедилась Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Перед тем как пройти в зал к собравшимся членам Совета, она обошла всю школу, заходя в классы и беседуя с детьми. В школе-интернате, помимо обычной программы, ведётся профессиональная подготовка учеников. Есть свой швейный цех и гончарная мастерская. Вместе с аттестатом многие выпускники получают специальность, например швеи, озеленителя, оператора ЭВМ.

«В школе созданы все условия для обучения детей, имеющих отклонения в здоровье. Важно, что здесь им дают трудовые навыки, прививают азы профессии. А это уже путёвка в жизнь», – поделилась своими впечатлениями Валентина Матвиенко с журналистами. «С первого дня обучения в школе-интернате мы говорим ребёнку, что он способен научиться всё делать сам: учиться, готовить, а в будущем работать», – дополнила её слова директор школы Виктория Николаенко. Важно, чтобы усилия педагогов оказались ненапрасными. Острым остаётся вопрос трудоустройства инвалидов. «Нам нужна система специальных мастерских, которые бы давали возможность таким людям трудиться и чувствовать себя востребованными и полезными для общества», – подчеркнула педагог. Строго говоря, вне правового поля работают и трудовые мастерские в этой школе-интернате. В любой момент контролирующие инстанции могут наказать руководство учебного заведения за нецелевое использование средств. Изменения в законодательстве необходимы, согласилась глава Совета Федерации.

«Зарубежный, а в последние годы и отечественный опыт показывает особенно большую эффективность с точки зрения социальной адаптации детей-инвалидов инклюзивного образования, – отметила Валентина Матвиенко уже на заседании Совета. – В образовательных учреждениях создаются специальные и интегрированные классы, открывающие детям-инвалидам возможность не только обучения, но и общения со своими сверстниками, не имеющими нарушений развития». По её словам, такое совместное обучение важно как для одних, так и для других. «Я вижу в этом самый настоящий прорыв в образовании и воспитании, прорыв гуманистический, нравственный», – подчеркнула Председатель Совета Федерации. Более тысячи специалистов уже прошли обучение методикам инклюзивного образования. Подготовку таких педагогов планируется продолжить. Однако пока регионы перестраиваются на новые подходы в образовании медленно. К 2020 году лишь 25 процентов зданий образовательных учреждений будут приспособлены для совместного обучения.

«Всё большее число специалистов высказываются за включение специального раздела об инклюзивном образовании в проект федерального закона «Об образовании». Думаю, это было бы правильным шагом», – сказала Валентина Матвиенко. Пока же успехи можно отметить лишь в некоторых регионах. Так, в Москве в 2010 году был принят закон об инклюзивном обучении. В Карелии, Пермском крае, Архангельской, Самарской и Томской областях накоплен педагогический опыт, составлены методические рекомендации по инклюзивному обучению. К сожалению, в основном эта практика развивается в экспериментальном режиме, что не подразумевает законодательной и постоянной финансовой поддержки.

Изменить ситуацию может не только готовящийся закон «Об образовании», но и международные обязательства, которые взяла на себя Россия в связи с ратификацией Конвенции ООН о правах инвалидов. «Ратификация подвела черту под довольно длительным периодом активной самостоятельной работы общественных организаций, федеральных законодателей, органов исполнительной власти», – заявила глава Совета Федерации. Теперь, по её словам, предстоит не менее важный этап – работать так, чтобы требования конвенции выполнялись на всей территории России. Валентина Матвиенко предложила посвятить одно из заседаний Совета вопросам реализации Конвенции.

Однако пандусов у крыльца школ и специальных парт в классах недостаточно для того, чтобы ребёнок-инвалид почувствовал себя комфортно среди здоровых сверстников. «В общеобразовательных учреждениях должна быть создана атмосфера толерантности, – заметил и. о. директора Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки Сергей Вителис. – Ведь инклюзивное образование не самоцель». Увлекаясь этой идеей, нельзя забывать о достижениях отечественного коррекционного образования. Ведь, к сожалению, для некоторых «особенных» ребят обучение на дому или в специальных учреждениях так и останется единственно возможным способом получить образование и элементарные жизненные на­выки.

Статистика

В России около 35 тысяч детей не получают образование, из них 17 тысяч – по причине здоровья.

Около 29 тысяч детей-инвалидов с нарушением умственного развития фактически изолированы от общества в детских домах-интернатах системы социальной защиты.

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях обучаются 204,2 тысячи детей.

Более 164 тысяч учеников специальных школ не имеют возможности обучаться рядом с местом проживания.

В обычных школах обучаются более 239 тысяч детей c ограниченными возможностями здоровья, в том числе в обычных классах – 127,7 тысячи детей, в коррекционных классах – 111,4 тысячи детей.

Мнение

Валерий Рязанский, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике:

«Инклюзивное образование сегодня не регламентировано нормативно-правовыми документами, часто отсутствует возможность обучения детей-инвалидов в общеобразовательных школах. Пока ещё не решена проблема подготовки педагогов к работе с такими детьми, они недостаточно обеспечены специальными учебными пособиями и программами. Необходимо решить вопрос финансового обеспечения специальных образовательных условий для обучения детей с инвалидностью в условиях общеобразовательного учреждения.

В общем, проблемы есть, и их решение во многом зависит от скорейшей разработки стратегии развития инклюзивного образования в России. К закреплению норм в базовом федеральном законе обязывает нас Конвенция ООН о правах инвалидов».

Елена Олудина

Источник: pnp.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ