Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Инъекция добра начинает действовать

Эксперимент по внедрению инклюзивного образования в Северной Осетии показал неплохие результаты

«Инклюзия» - в переводе с английского - «включение». Сегодня этот термин у всех на слуху, о внедрении инклюзивного образования много спорят и говорят. Как должно происходить «включение» детей с особенностями развития в обычную жизнь? Что делать, чтобы дети, да за редким исключением и взрослые, не воспринимали людей с инвалидностью как непременно нуждающихся в жалости? И, главное, сколько времени пройдет, прежде чем наше общество станет по-настоящему цивилизованным, и инвалиды будут чувствовать себя в нем равными не только на словах?

Первый эксперимент по внедрению инклюзивного образования в Северной Осетии показал неплохие результаты. Сейчас во владикавказской средней школе № 43 учатся 30 детей с ограниченными возможностями. Далеко не все из них относятся к образовательному учреждению по месту прописки, есть и такие, которые вынуждены приезжать из других районов города и даже республики. Уже сам этот факт нарушает принципы построения инклюзии в обществе, ведь только когда все дети-инвалиды смогут получать доступные образовательные услуги по своим потребностям и по месту жительства, можно будет говорить об инклюзивном обучении.

«Инклюзия касается не только инвалидов, - говорит председатель ассоциации родителей детей-инвалидов «Мир» Залина Дудуева, - это индивидуальная обучающая программа, которая выстраивается по потребностям каждого. Даже если ученик одаренный, ему нужен индивидуальный план развития. Ребенок с синдромом Дауна, конечно, не сможет освоить в совершенстве сложные математические формулы, но эти дети замечательно чувствуют музыку, многие из них наделены выдающимися художественными способностями. И школа должна развивать их сильные стороны. Более того, важно, чтобы работа с такими детьми начиналась еще с детского сада, а потом продолжалась в школе, причем по месту прописки. В Осетии пока рано говорить о полноценном инклюзивном образовании - пока нет инклюзивного общества, не будет и образования. И то, что школа №43 стала работать по принципу инклюзии, - уже настоящий прорыв».

«Победа»

«Это наш Мурат» - рассказывает Аида Таймуразовна Кесаева, директор 43-й школы, включая видеозапись на школьном компьютере. На мониторе симпатичный, аккуратно одетый мальчишка. Вот Мурат на уроке с психологом, он любит забираться в сухой бассейн в комнате релаксации, и совсем не любит заниматься. Ребенок очень трудно выходит на контакт, замкнут, живет в своем мире, и никого в него не пускает. Так было. Еще совсем недавно. В школе проходило мероприятие «Кавказ - мой дом родной». Класс, где учится Мурат, подготовил музыкальное произведение. Сразу после выступления ребят, Мурат, взяв микрофон, выбежал на сцену и начал, активно жестикулируя, быстро говорить на каком-то своем языке. Полный зал детей и педагогов буквально замер. А мальчик уже пел, и в конце своего импровизированного выступления четко и внятно выкрикнул в зал слово «победа». Для учителей и это слово «победа», произнесенное в микрофон в переполненный зал, имело совершенно определенный смысл. Как и для его мамы - Залины Дудуевой, которая не верила своим глазам… Такое поведение сына значило только одно – кропотливые, ежедневные занятия и его жизнь в школе дали свои результаты.

В свои десять лет Мурашка, как ласково его называет мама, практически не говорит. У ребенка аутизм. Специалисты считают, что социализация для таких детей очень важна и может дать превосходные результаты. У Залины два сына с диагнозом «аутизм» - Руслан и Мурат Мальчики-двойняшки уже два года учатся в 43-й школе – многое в их поведении изменилось, что в очередной раз подтверждает - именно свободное общение со сверстниками в сочетании с разными методами терапии дает шанс на ремиссию. И это несмотря на то, что у обоих в индивидуальных планах развития есть запись «необучаем».

«Аут» – перелет за черту

Аутизм - состояние, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни, активным отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций. Человек с аутизмом не способен к полноценному социальному общению и зачастую не может, подобно обычным людям, интуитивно почувствовать состояние другого человека. Младенцы с аутизмом реже улыбаются и смотрят на других людей, реже откликаются на собственное имя, практически никогда не смотрят в глаза. У таких детей достаточно часто встречается задержка психо-речевого развития. Развитие ребенка во многом зависит и тесно связано с социальным опытом. Удачная терапия может не только приравнять аутистов к обычным детям, но и выявить в них скрытые таланты. Альберт Эйнштейн, Винсент ван Гог, Вуди Ален – им всем в свое время поставили диагноз «аутизм».

Опасения напрасны

«Исследования показывают, что между детьми с ограниченными возможностями развития и их сверстниками в инклюзивных классах складываются прочные, дружеские отношения, - комментирует Аида Кесаева, - мы в этом убедились на собственном опыте. Прежде чем запустить проект инклюзивного образования в школе, я говорила и с нашими учениками, и с родителями. Возражений с их стороны не было. И хотя я опасалась, вдруг кто-то обидит ребенка-инвалида, или будет его сторониться, сейчас понимаю - зря. Наши ученики нам всегда помогают, и отношение к этим особенным детям искреннее, доброжелательное. Совместное обучение на самом деле нужно не только детям-инвалидам, не в меньшей степени пользу от этого процесса получают и другие дети – начинают понимать, что у ребенка в инвалидной коляске, который не может самостоятельно ходить, есть масса других талантов и способностей. А еще многие начинают воспринимать действительность другими глазами. У инвалидов с очень стойким и целеустремленным характером добивающихся многого вопреки, есть чему поучиться».

В штате школы сегодня есть единица логопеда и социального педагога, и психолога. Кроме профессиональных качеств, они, что немаловажно, именно те люди, которые своей добротой и любовью смогли расположить к себе детей, снять привычное для них состояние настороженности. С помощью квалифицированных специалистов для каждого ребенка выстраивается индивидуальный образовательный маршрут. Во всех цивилизованных странах у детей особого развития имеются оплачиваемые помощники - тьюторы, такой повсеместной практики у нас в стране нет. В этой роли выступают сами родители. Конечно, проект инклюзивного образования далек от совершенства, возникает немало вопросов, на которые приходится искать ответы.

«Для того чтобы иметь представление о подобном обучении, - говорит Аида Таймуразовна, - администрация города отправила меня в командировку в Москву, в школу «Ковчег», где уже несколько лет дети с ограниченными возможностями учатся совместно с обычными детьми. Мне многое понравилось, но некоторые вопросы для меня так и остались открытыми. А интересовали элементарные вещи: как оценивать детей по системе мониторинга, ведь все дети получают оценки по балльной системе. Мы разработали свою программу, приняв несколько положений. К примеру, о безотметочной системе оценок. У особенных детей в начальной школе нет отметок. Даже незначительные подвижки в их развитии имеют очень большое значение».

Первые шаги

За каждым добрым делом всегда стоит множество рук и тысячи обнаженных сердец. Проект не удалось бы осуществить без поддержки руководства, об этом говорят и Аида Кесаева, и Залина Дудуева. Мэр города Сергей Дзантиев, министр образования и науки Алан Огоев, начальник Управления образования АМС Алексей Тменов - это те люди, благодаря которым эксперименту по «включению» совместного образования в школе был дан старт.

В школе отремонтирован спортзал, кабинет психологической разгрузки, ЛФК, есть пандусы, специальная техника, одним словом, создается доступное жизненное пространство. Безусловно – это только первые шаги. Детей с ограниченными физическими возможностями в Северной Осетии три тысячи, и каждый из них по конституции имеет право на обучение.

«Необходимо разработать программу по инклюзивному образованию на уровне министерства образования, местного самоуправления, - убеждена Залина, - чтобы был официальный документ, в котором будут учтены все нюансы. Очень важно проводить подготовку школьного сообщества и учеников школ, организовывать различные семинары, уроки добра и так далее. И такой опыт у нас имеется. Четыре года назад совместно с московской организацией инвалидов «Перспектива» проводилась определенная работа по пониманию проблем инвалидности в обществе. В проекте принимали участие четыре республики – Ингушетия, Чечня, Дагестан и Северная Осетия. За это время состоялось множество мероприятий, «круглых столов», кинофестивалей, итог которых в главном - люди должны измениться по отношению к инвалидам и понять, что они также, как все, должны жить в безбарьерном пространстве, касается ли это передвижения по улицам, получения образования, устройства на работу, да в общем, всех без исключения сфер жизни человека. Измениться должна и психология людей. Нашему обществу – самое время ввести инъекцию добра для выздоровления».

Милена Сабанова

Источник: kavkaz.mk.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ