Архив:

Их можно понять, только если сильно любить...

Ребенок с тяжелым диагнозом — аутизм, синдром Дауна, шизофрения… Как себя вести с этими детьми, чтобы не задеть, не обидеть, не оттолкнуть? Да и возможно ли вообще общение с ними, ведь даже родители, самые близкие люди, не всегда понимают своих особенных детей… Есть способ коммуникации. Он непрост, тернист, полон трудностей и преодоления. Освоить его под силу немногим, но он есть. Это язык любви и терпения.

Раз есть язык — значит, должна быть и азбука. По буквам, по слогам освоить эту азбуку всем желающим помогают педагоги-дефектологи. С людьми не просто редкой профессии, но и призвания, семьей Баскаковых, мне посчастливилось познакомиться.

Супруги Баскаковы: Андрей Георгиевич и Раиса Петровна, их взрослые дети Слава и Светлана, работают в Центре социализации молодых инвалидов на юго-востоке столицы. Сами же руководят центром, сами преподают в нем, занимаются с родителями и детьми разного возраста, сами разрабатывают методики реабилитации и индивидуальные планы для каждого воспитанника, сами ведут хозяйство — одним словом, живут здесь.

В «социалку» пришли довольно интересно. Андрей Георгиевич в начале своей трудовой деятельности был успешным технарем. Занимался станкостроением, преподавал технологию металлов. Когда в период экономического спада закрылись промышленные предприятия, пришлось все начинать с нуля. Попробовал себя в предпринимательстве, однако на волне успеха сделал вывод: не мое, не лежит душа. На семейном совете вместе с супругой озвучили решение, дети (а тогда им было 15 и 11 лет), поразмыслив, поддержали.

Так супруги Баскаковы начали заниматься с детьми в одном из реабилитационных центров Северо-Восточного округа. Через год поняли, что знаний не хватает катастрофически и «без отрыва от производства» освоили новые специальности в высшей школе.

Сегодня под опекой центра находятся более 50 семей. Это не только жители Юго-Восточного округа. Сюда приезжают со всей Москвы.

На первый взгляд, ничего особенного. В мастерских идут обычные кружки: рисование, лепка, выжигание… Кто-то занимается на тренажерах, у кого-то физкультурная пятиминутка. Все как в обычном молодежном центре. Все, да не все… Меня знакомят с Антошей. Он усердно складывает детскую пирамидку, нанизывая на стержень разноцветные колечки.

«Научился различать цвета», — хвалит ученика педагог. А еще Антон любит выбирать из миски с пластмассовыми шариками яркие стеклышки и выкладывать из них на столе что-то одному ему понятное. Тоже ничего необычного? В общем-то, да, за исключением разве что того, что Антоша выше меня на две головы и ему 28 лет.

Глядя, как взрослый мужчина самозабвенно собирает пирамидку, с непривычки можно испытать шок. Но это быстро проходит, особенно когда узнаешь историю этого преодоления. Без специальной методики Антон был бы обречен на растительное существование.

Он родился совершенно здоровым ребенком, но когда малышу исполнился годик, перенес тяжелейшее инфекционное заболевание, которое дало осложнение, и время для Антона остановилось...

То, что Антон ходит, понимает речь — уже чудо. Да, словарный запас пока невелик, но зато есть желание развиваться, общаться, а у мамы в глазах сияет радость жизни, надежды — это ли не самое главное? Мама Антона сначала просто ходила с сыном на занятия в центр, присматривалась к педагогам, детям, родителям. А поскольку реабилитация таких ребят невозможна без активного участия родителей, она нашла приложение своим творческим способностям здесь же, в мастерских, давая мастер-классы работы с шерстью, картоном, природными материалами. Ребята складывают картины из пазлов, делают замечательные аппликации, выкладывают панно из семян (по окончании интервью штук двадцать отборных бобов перекочевали в мою сумку — подарок для дачи, один из самых дорогих сердцу подарков).

Надо сказать, что в работе ребята активно используют бытовые приборы: например, фен, утюг. Это очень важно — через творческое занятие научить навыкам поведения в быту.

В связи с этим задаю вопрос директору центра Андрею Георгиевичу Баскакову: — Больше всего родителей таких детей беспокоит проблема: что будет с ребенком, когда я состарюсь и буду не в силах за ним ухаживать.

— Готовиться заранее, приучать даже очень сложного ребенка к самостоятельности, быть ответственным за его будущее. Никакой гиперопеки.

Что может делать сам, не делать за него.

...То, что дается другим безо всякого труда, для этих детей неподъемная задача: приготовить простую еду, постирать, привести в порядок одежду, посчитать деньги, сходить в магазин, сделать покупки, оценить ситуацию на улице, избежать опасных моментов и т.д. Помогают специальные методики, а ведь многие ребята до центра нигде не учились, никуда не выходили, за них не брались коррекционные школы. Но, оказываясь здесь, они сделали настоящий прорыв в развитии.

Центр находится в Жулебине, и многие воспитанники помогают друг другу добираться сюда. Например, двое ребят помогают девушке с ДЦП, вынужденной передвигаться на коляске, проехать на метро нужные станции.

Поскольку супруги-педагоги всегда были легки на подъем, к этому они приучают и воспитанников с родителями. Туризм стал одной из реабилитационных методик. Центр дружит с туристическим клубом в Конакове. Ребята делают туда вылазки несколько раз за год.

Интересно, что именно здесь родилась еще одна уникальная оздоровительная методика, полезная не только ребятам-инвалидам, но и так называемым трудным подросткам.

Как так: дети группы риска жестоки со своими сверстниками, с родителями, сами с собой, а тут общение с особыми людьми?! Но, представьте, результаты этого общения ошеломили всех. Произошло настоящее преображение, иначе не назовешь. Подростки с неприглядным прошлым, разочаровавшиеся во всем, некоторые с мрачными мыслями о суициде, глядя на ровесников, поняли, что их проблемы на этом фоне — просто мыльный пузырь.

Откуда у центра средства на столь масштабные проекты? Ведь, как известно, бюджет не может осилить таких затрат.

Ответ: находятся спонсоры, энтузиасты. Вот и сейчас, пользуясь случаем, Андрей Георгиевич Баскаков приглашает всех неравнодушных людей поучаствовать в жизни центра.

Помощь может быть самой разнообразной. Например, вы увлеченный человек, обладаете массой талантов — приходите преподавать. Вы молодой специалист, психолог, педагог, студент — приходите в центр, учитесь уму-разуму у опытных коллег.

Центр готов взять под свое крыло всех желающих, помочь в реабилитации, трудоустройстве, обучении, помочь найти себя через преодоление, освоить азбуку любви.

Всю интересующую информацию о центре можно получить по телефонам: 8-916-274-78-72 и 8 (499) 796-00-34.

Ольга Соколова

Источник: vmdaily.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ