Архив:

Город с ограниченными возможностями

В любую погоду можно увидеть этого человека в инвалидной коляске, который отчаянно преодолевает многочисленные ухабы на дороге, ведущей из микрорайона Недостоево в поселок Приокский. «Смельчак!» – первое, что приходит в голову, когда становишься невольным наблюдателем того, какие виражи выписывает его старенькая инвалидная коляска на обочине шоссе. Действительно, людей, решившихся не просто сходить в булочную за хлебом, а перемещаться по проезжей части, которая и для здорового человека – автолюбителя является сплошным экстримом, в городе немного. В большинстве своем такие граждане – с ограниченными возможностями – сидят дома, один на один со своей бедой…

Рязанские камикадзе

Как живут сегодня наши сограждане, которые волею судьбы оказались за бортом активной жизни, и что ждет таких людей в будущем? Насколько приспособлена Рязань к жизни людей с ограниченными возможностями?

«В городе я чувствую себя камикадзе, – говорит Марина Викторовна Пронина, председатель Рязанской областной организации Всероссийского общества слепых. – Асфальтовое покрытие сами знаете какое… Каждое утро я выхожу из дома, где ступени без поручней. Конечно, спускаться тяжело даже в подъезде, а еще сложней выходить на улицу. Тростью я пока не пользуюсь, не могу привыкнуть. И так ощущают себя многие слабовидящие люди, а их в городе две тысячи человек. По правилам первые и последние ступени для слабовидящих должны быть окрашены, а для незрячих они должны быть выложены
рельефной плиткой. Вот дошла я до перекрестка. Здесь инвалиду по зрению помог бы звуковой сигнал светофора. Но в городе их очень мало, а они нужны, особенно в тех местах, где проживают слабовидящие. Куда чаще всего ходят такие люди? В отделения соцзащиты, пенсионный фонд, поликлиники, аптеки. Инвалиду по зрению очень сложно бывает найти дверной проем, и здесь помог бы какой-нибудь маячок. Пандусы, световые, звуковые сигналы – элементарные вещи, установка которых не требует каких-то существенных затрат. А этих устройств в городе нет.

Нельзя сказать, что ситуация катастрофическая: по поводу установки звуковых сигналов общество слепых ведет переговоры с ГИБДД. Надо сказать, нам идут навстречу. А вот удобными пандусами с рельефной плиткой в городе оборудованы лишь единичные ведомства и торговые центры».

Большим шагом вперед можно считать утверждение на правительственном уровне программы «Доступная среда», сроки реализации которой рассчитаны на 2011-2015 годы. И хотя в Рязанской области программа пока еще не принята, обкатка проекта идет в трех российских городах – Твери, Саратове, Казани. Там объединились три массовые общественные организации: общество слепых, общество глухих, инвалиды-афганцы. В этих городах совместными усилиями проводится проверка социально значимых объектов на предмет доступности для инвалидов.

«В 2013 году эта программа должна быть принята и у нас в регионе, - продолжает Пронина. – Мы подали свои предложения в Министерство соцзащиты. И здесь мы пойдем по тому же пути. Первоочередная мера – обследовать все существующие здания и сооружения и определить те объекты, которые нужно будет переоборудовать.

Надо сказать, благодаря активному участию в ее разработке инвалидов у программы хорошие перспективы. На реализацию выделено 47 миллиардов рублей, эти средства пойдут на строительство новых объектов. Однако минусом программы я считаю то, что в ней не предусмотрена реконструкция старых зданий под нужды людей с ограниченными возможностями. А ведь таких домов в городе большинство. Что касается вновь построенных зданий, то в соответствии с этой программой в комиссию по госприемке зданий обязательно должен будет входить специалист, знакомый с требованиями доступности для инвалидов. Это обязательное наличие пандусов, а также широких дверных проемов, чтобы инвалид-колясочник смог свободно проехать. Считаю, что в архитектурных, строительных вузах надо вводить предмет по дизайну с учетом особенностей людей с ограниченными возможностями. Будущие специалисты-строители должны осознавать, что жить в домах должно быть удобно всем, в том числе и инвалидам».

Недоступная среда

Чтобы человеку со слабым зрением адаптироваться к жизни в большом городе, ему крайне необходимы технические средства реабилитации. В так называемый посыльный лист для незрячего включены электронная лупа, позволяющая читать текст, система «говорящая книга», тонометр, термометр с речевым выходом, трости-будильники, специальные распознавательные программы для компьютера. Проблема в том, что получить их непросто.

На то, чтобы сдать все анализы, собрать необходимые справки, согласования, уходит не один месяц. За каждым предметом, включенным в посыльный лист, надо приходить к окулисту. А попасть к такому специалисту, особенно в районных поликлиниках, где прием ведет приезжий специалист раз в месяц, очень и очень непросто.

Если бы чиновники упростили процедуру получения технических средств реабилитации, жить инвалидам было бы проще.

Можно многое сделать для того, чтобы город стал более доступен для людей с ограниченными возможностями, но если улицы зимой не станут как следует чистить, результата не будет. Согласитесь: гололед и колдобины – самые страшные враги для человека с ограниченными возможностями, решившего в это время года выйти на улицу.

Проблемами свободного перемещения инвалидов по городу занимается Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал».

Как рассказал Петр Иванов, непосредственный разработчик программы юридических действий по созданию безбарьерного пространства в городе Рязани, около 80% объектов, посещаемых инвалидами постоянно (больницы, госпитали, аптеки, Министерство социальной защиты и его территориальные подразделения и т. д.), не оборудованы необходимыми техническими средствами для свободного доступа (пандусы, подъемники, лифты, поручни). Часто данные средства если и установлены, то не отвечают требованиям или вовсе неисправны.

В качестве примера Петр Иванов приводит следующую ситуацию.

В приемную рязанского «Мемориала» обратилась дочь ветерана войны, инвалида-колясочника, которую возмутило отсутствие пандусов и неисправность лифта в госпитале для ветеранов Великой Отечественной войны. С нашей помощью было составлено обращение в прокуратуру. Та привлекла к ответственности руководство госпиталя и в судебном порядке обязала их устранить имеющиеся нарушения.

Власть и совесть

«В городе практически отсутствуют транспортные средства, доступные для маломобильных групп граждан, – продолжает Иванов. – Исключение – два автобуса 55-го маршрута, оборудованные специальными съез­дами, по которым можно заехать на коляске. К сожалению, данный маршрут не является популярным у инвалидов, да и ходят эти автобусы редко.

В 2008 году благодаря работе рязанского «Мемориала» в городе была создана служба социального такси. Она до сих пор существует и пользуется большой популярностью у инвалидов. Но, к сожалению, из-за недостаточного финансирования, а также большого спроса на данную услугу заказывать автомобиль приходится за месяц. В Рязани и еще 4 крупных районах области в данный момент действует по одному автомобилю. Это создает для инвалидов дополнительные трудности. Кроме того, в предоставлении услуги часто отказывают из-за неисправности автомобиля, по выходным и праздничным дням.

Несмотря на постоянные дорожно-ремонтные работы, тротуары, пешеходные зоны, а также пешеходные переходы не приводятся в соответствие с имеющимися строительными нормативами. Представители маломобильных групп постоянно сталкиваются с реальными физическими барьерами, которые они не в силах преодолеть.

Прокуратура Рязанской области и районные прокуратуры не раз вносили представления об устранении данных нарушений, но эти действия не приносят видимых результатов. Эффективные меры по этому вопросу органами власти не принимаются.

Можно сказать, что большинство проблем, связанных с отсутствием безбарьерного пространства в г. Рязани, вызваны бездействием органов власти, а также отсутствием четких и жестких механизмов контроля за соблюдением закона, регулирующего права инвалидов и других маломобильных групп. При обнаружении нарушений закона органы власти и прокуратура крайне редко применяют действенные санкции.

Инвалидам надо объединяться, чаще заявлять о себе и своих правах».

Резюмируя все вышесказанное, надо признать, что сдвиги в улучшении качества жизни людей с ограниченными возможностями хоть и медленно, но происходят. Общество долго отворачивалось от инвалидов, откупаясь от них материальными выплатами и неденежными услугами, создавая барьеры сразу за порогом их домов. Доступный для инвалидов общественный транспорт, туалеты, низкие бордюры, пандусы в подъездах – все это пока остается на бумаге. Но нашему обществу при всей его неоднородности вполне по силам создать условия, при которых люди с ограниченными возможностями могли бы просто жить. Без барьеров.

Мнение

Лариса Максимова, председатель Рязанской городской Думы:

– Все объекты, которые посещают люди с ограниченными возможностями, должны быть доступны каждому инвалиду. Это касается всех учебных заведений, отделений Пенсионного фонда, медицинских учреждений, аптек, почтовых отделений. Люди должны в полной мере чувствовать себя членами нашего общества и быть активными, а общество должно создавать все условия не просто для выживания, а для полноценной жизни. Сегодня в стране действует много социальных программ, направленных на обеспечение доступности социальной среды для инвалидов. Закон о ветеранах, нормативные акты обязывают эти нормы соблюдать. Но, к сожалению, конструктивные особенности зданий, построенных в советское время, не позволяют оборудовать их съездами, пандусами и прочими необходимыми приспособлениями для удобства передвижения инвалидов. А вот строящиеся объекты и те, которые реконструируются, должны планировать эти элементы на этапе проектно-сметной документации. Это касается в первую очередь медицинских учреждений. Если говорить о транспортной доступности, надо признать, что это большая проблема. По улицам города сегодня курсирует социальное такси. Пока оно одно. Так как сейчас заявок на доставку людей стало поступать очень много, проблему необходимо решать. Я думаю, что этот вопрос мы обсудим с главой администрации города, ведь Рязани нужен еще как минимум один автомобиль.

Марина Пронина, председатель Рязанской областной организации Всероссийского общества слепых:

– Очень многое зависит от чиновников, от их понимания проблем инвалидов и их отношения к ним.

Любой человек в любой момент может потерять здоровье, возможность самостоятельно передвигаться. Если те, кто стоит у власти, научатся понимать и уважать людей с инвалидностью, они найдут средства, чтобы поставить пандусы или звуковой сигнал. С объектами, находящимися в государственной собственности, – федеральными, муниципальными – все более-менее понятно. А как быть с частными? Такие поликлиники, аптеки, вокзалы тоже относятся к социально важным объектам. Захочет хозяин поставить пандусы или рифленые ступени – отлично. Но может и не захотеть. И ведь понятно, что эти затраты незначительны. Я не понимаю владельцев магазинов, в которых вместо ступеней – сплошной накат. Зрячие падают, что говорить о слепых или слабовидящих людях! Я, допустим, не могу ходить в магазин только из-за того, что не в состоянии пройти по этим ступенькам. А ведь в самом магазине и обслужат, и помогут товар выбрать… Неужели предприниматели не видят своей выгоды? Сколько потенциальных покупателей они теряют!

В соответствии с рассчитанной на пять лет программой «Доступная среда» в следующие два года будут формироваться законодательная база, нормативные акты, инструкции. Сейчас о выполнении всех условий говорить рано, но мы надеемся, что к 2015 году – сроку реализации программы – будут созданы условия для дальнейшего развития безбарь­ерной среды.

Петр Иванов, юрист правозащитного общества «Мемориал»:

– В Рязани все здания, в которых располагаются органы власти, а именно: суды, прокуратуры, отделения полиции, администрация города и области, городская и областная Дума – не оборудованы техническими средствами для доступа в них маломобильных групп граждан. То есть такие люди фактически не могут защитить свои права и законные интересы.

В настоящее время нет прописанного в законе механизма отслеживания ситуации с общим доступом всех граждан к объектам социального назначения. Есть много документов, регламентирующих обустройство объектов инфраструктуры специальными средствами для доступа инвалидов и маломобильных групп (технический регламент, строительные нормативы и т. п.). Эти документы учитываются при проектной работе (еще до постройки) или при планировании реконструкции здания. При утверждении проекта контролируется обустройство объекта средствами равного доступа. Но на этапе строительства пандусы, поручни пропадают, и объект вводится в эксплуатацию без них, а принимает его другая организация, которая не всегда обращает внимание на наличие пандусов и т. п.

Органам власти (причем одному конкретному органу) необходимо контролировать все стадии строительства или реконструкции объекта. Полагаю, что отслеживать подобные вопросы должно Министерство социальной защиты населения Рязанской области, в чью компетенцию входят вопросы реализации прав инвалидов.

Светлана Пиманова

Источник: domostroymedia.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ