Архив:

Без ограничений

Из простой "Оки" своими руками они делают гоночные болиды. Инвалиды сами организовали ралли, в котором на малолитражках демонстрируют свои неограниченные возможности. У них нет своей базы - их приютил таксопарк, и специального трека тоже придется подождать. Но энтузиазм открывает дорогу в этот непростой спорт десяткам людей, для которых инвалидность не стала преградой в стремлении к рекордам.

"Восьмерки", "зигзаги", "змейки" - колесами на снегу. Он может заставить автомобиль пробираться по бездорожью, разгоняться на треке или танцевать вальс - машина как ручная. В прямом смысле она беспрекословно повинуется человеку, который не может нажать на педали.

"Я просто с детства люблю машины, наверное, это очень много говорит. Плюс у меня учителя хорошие. Вручную, конечно, сложно, но здесь довольно продуманная комбинация, нагрузка сводится к минимуму", - говорит Павел Миронов.

Павлу Миронову несколько лет назад пришлось заново учиться водить машину. Инвалидность не стала для него препятствием, наоборот - вскоре он надел шлем автогонщика. Первый заезд был в лютый мороз. Гонял полдня кряду и не мог остановиться - ревел мотор, стелился под колеса асфальт, а внутри снова рождалось то детское ощущение, когда ему в семь лет впервые доверил авто старший брат.

"Здесь садишься - те же ощущения. Это же не та машина, на которой мы ездим по трассам и стоим в пробке, а здесь какое-то ощущение свободы", - продолжает Павел Миронов.

Ощущение свободы дарит обычная с виду "Ока". Но подвеска усиленная, под капотом - форсированный мотор. На окнах не стекла, а сетки - защита от камней, летящих из-под колес. В салоне - каркас безопасности из толстых труб, который выдержит несколько переворотов. Но основная трансформация коснулась ручной системы управления - опытным путем собрали механическую мозаику из деталей от "Оки" и "восьмерки".

"Обычное ручное управление подразумевает здесь сцепление, это неудобно, потому что руки отпускаются. На спорте одна рука всегда на газу. Здесь у нас газ, вот так держится руль и одним пальцем газ", - показывает Вячеслав Семенякин, председатель клуба "Лаборатория адаптивного автоспорта".

Первый гоночный болид из "Оки" основатель и вдохновитель клуба Вячеслав Семенякин собрал несколько лет назад. Тогда и возникла идея организовать ралли без ограничений. Которое стало бы одновременно и спортом, и реабилитацией, и автошколой для особых водителей.

"Технически помогает быть уверенным на дороге и быть наравне со всеми вместе, не показывать, что я человек с ограниченными возможностями. Я такой же полноценный человек, как и все. Равняйтесь по мне, я ничего не боюсь и езжу, как все", - говорит Евгений Иванов, адаптолог клуба "Лаборатория адаптивного автоспорта".

"На сегодняшний день законодательная база отсутствует, как мы должны переучить водителя водить именно автомобиль с ручным управлением. Организация таких клубов и позволяет почувствовать автомобиль, технику в экстремальных условиях с минимальным риском для жизни", - отметил Игорь Семёнов, генеральный директор таксомоторного парка, президент фонда содействия социальной адаптации инвалидов "Возрождение".

Вот только организовать такой экстрим-клуб - процесс сродни езде по бездорожью. Чиновничьему. Долгое время до благой инициативы никому не было дела.

Своего трека у гонщиков-энтузиастов пока нет. Уже выделен участок в Нагатинской пойме, но его еще предстоит оборудовать. Поэтому пока в качестве трассы приходится использовать любую свободную территорию. В частности, например, площадку автошколы.

Пока же гонщиков бесплатно приютил на своей территории таксопарк. Мастерскую из гаража обустраивали сами - сейчас здесь три машины, еще восемь готовы только наполовину. Это очень затратно - чтобы переоборудовать одну "Оку", нужно тысяч 150 минимум, а еще запчасти, расходные материалы, бензин. Все на пожертвования. Именно поэтому и занятия пока массовыми не сделать - хотя желающих сотни.

"У нас занимаются порядка 20 ребят, один-два приезжают, за тренировку мы можем до четырех человек принять. Было бы больше машин, можно было бы механиков больше квалифицированных нанять, а так пока все приходится своими руками делать", - продолжает Вячеслав Семенякин.

За последние три года необычные гонщики успели принять участие в нескольких чемпионатах - сначала как гости, потом их пригласили на показательные выступления, а вскоре они уже проводили для зрителей тест-драйвы.

А теперь будут и лицензии, и разряды, и звания - огромный прорыв. Ралли для инвалидов только что признали официальным видом спорта. На фестивале "Воробьевы горы" гонки на "Оке" впервые станут отдельной дисциплиной. Эмблема уже есть - "инвалид за рулем". А вместо колеса - знак "конец всех ограничений".

Анастасия Саховская

Источник: vesti-moscow.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ