Архив:

Пусть не говорят

Героиню наших публикаций, 12-летнюю девочку, больную ДЦП, использовали в эфире программы Первого канала «Пусть говорят». Зачем? "Добрый день, Галина. Меня зовут Антон. Я звоню вам с Первого канала. Нас глубоко тронула история Сонечки Бабич, о которой вы рассказали в двух последних публикациях. Мы хотели бы девочке помочь, снять о ней передачу. Вы могли бы дать нам контакты?"

Я так обрадовалась, что не нашла ничего лучшего, чем тупо спросить: «Правда? Вы поможете?»

Дело в том, что этот звонок раздался, как по заказу, сразу после того, как я закончила разговор с юристом фонда «Подари жизнь» Полиной Ушаковой. Мы как раз с ней обсуждали, что из четырех детей, для которых вопрос жилья превратился в буквальном смысле в вопрос жизни и смерти, абсолютно не «вытаскивается» только один. И это именно Соня Бабич.

Напомню: после первой нашей публикации «Представляется возможным…» — двое детей были спасены. Подробно об этом я рассказала в статье «Представьте возможным чудо спасения детской жизни». Обратившись напрямую, публично к двум российским губернаторам и двум главам республик РФ, мы достучалась до «небес» ровно наполовину. Нас услышалигубернатор Псковской области Андрей Турчак и глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. Каждый из них лично вмешался в ситуацию. Девятилетняя Элечка Ковалева, которая вернулась после излечения в Москве от острого лимфобластного лейкоза в свой, ставший для нее губительным дом в Порховском районе Псковской области, — скоро въедет вместе с семьей в благоустроенную двухкомнатную квартиру.

Десятилетнему Баширу Толдиеву из Ингушетии с острым бефенотипическим лейкозом и злокачественной лимфомой, перенесшему 5 (!) операций, в том числе тяжелейшую трансплантацию костного мозга, — будет построен дом. Уже есть решение о выделении его семье нужной для этого суммы.

— И Башкорстан откликнулся! — радостно сообщила мне уже после второй нашей публикации юрист фонда «Подари жизнь» Полина Ушакова. Ей позвонили из администрации главы республики и пообещали решить проблему 6-летнего Расуля Мударисова, о чьей судьбе мы рассказывали. Ребенок справился с тяжелейшим диагнозом «миелодиспластический синдром», перенес трансплантацию костного мозга. Семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, их очередь № 1050. Эта ситуация могла бы растянуться на долгие годы, а сохранить жизнь малыша возможно только при оперативном решении вопроса. Потому что у всех детей, перенесших рак, ослабленный иммунитет, им нельзя жить в домах, где сырость, грибок, — это смертельно опасно.

Вместе с Полиной мы порадовались тому, что и глава Республики Башкортостан Рустэм Хамитов услышал нас. Еще мы поговорили о том, что самым «непробиваемым», «слабослышащим» оказался уже бывший губернатор Самарской области Владимир Артяков:на отчаянную ситуацию его маленькой землячки Сони Бабич он так и не отреагировал. Былу человека шанс сделать очень доброе дело, а он им не воспользовался. Воспользовались другие…

Слово «воспользовались» здесь ключевое. Конечно же, я не могла этого предположить в момент, когда мне позвонил человек, представившийся Антоном с Первого канала. Я продиктовала ему номер телефона Елены Нечаевой — мамы Сони Бабич. Вечером того же дня Елена позвонила мне, в ее голосе слышалось счастье.

— Галина, они сказали нам, что всё оплатят, а главное — исполнят все Сонечкины мечты!!! Что если мы приедем на эфир программы «Пусть говорят», то все наши проблемы решатся!!!

Я уже рассказывала: «…Когда смотришь видеозаписи выступлений 12-летней Сони Бабич, ничего о ней не зная, кажется, что она поет, стоя внутри какого-то сказочного трона. На самом деле трон — это инвалидные ходунки. У Сонечки — ДЦП, стоять ей тяжко, но, когда она поет, боль знает свое место, прячется. За сценой боль опять возьмет свое, набросится с удвоенной силой, уложит девочку в постель. Потому что это только на сцене Соне можно пользоваться ходунками, а дома — нельзя».

«Мы живем в Тольятти на съемной квартире, а это значит, что нельзя пользоваться ходунками и инвалидной коляской — ничего нельзя: испортим чужой линолеум, да и места особого нет, — написала в редакцию Елена Нечаева. — Нет возможности даже установить необходимое инвалидное оборудование в туалете, чтобы Сонечка могла самостоятельно себя обслуживать, — хозяева квартиры не разрешают. Но мы все равно им благодарны, потому что другие даже слышать не хотят о том, чтобы пустить семью с инвалидом…

Моем Сонечку из стаканчика, так как в ванную ни я, ни муж (грыжа, надорвался) отнести ее не можем. Я не могу ее поднять, мой вес — 45 кг, ее — 40.

Мы живем все в одной комнате, и вся эта ситуация трудна не только физически, но и психологически. Она крайне унизительная, стыдная для девочки-подростка. Соня переживает так, что я начинаю бояться оставлять ее одну».

Десятки наших читателей после публикации звонили в редакцию с просьбой сообщить им банковские реквизиты для перечисления семье финансовой помощи. Повторяем: Автозаводское ОСБ № 8213/00020 г. Тольятти, ул. Коммунистическая. Счет № 42307.810.6.5406.3583570. Нечаева Елена Александровна.

Конечно, я не предполагала, что мне придется снова эти реквизиты повторять. Аудитория Первого канала — едва ли не вся страна, обещания сотрудника телепередачи «Пусть говорят» исполнить мечты девочки вполне могли бы оказаться реальностью. Но давным-давно Салтыков-Щедрин исчерпывающе сказал: наши «племена», которые «…заключали союзы, объявляли войны, мирились, клялись друг другу в дружбе и верности, когда же лгали, то прибавляли: «да будет мне стыдно», и были наперед уверены, что «стыд глаза не выест». Поздно я об этом вспомнила…

В ночь на 1 мая мне пришла эсэмэска от Антона: «Сонечка с мамой в Москве, в 9 утра мы везем их на Красную площадь, они очень просят устроить им встречу с вами».

Я не смогла присоединиться, но поговорила утром с Еленой Нечаевой по телефону.

— Мы так хотели с вами встретиться, съемка вчера была. Нам пообещали, что вас пригласят, а потом сказали, что устроят встречу позже. Нас встретили замечательно, всё оплачивают, вот сейчас экскурсия. Сонечка счастлива, Антон такой добрый, носит ее чуть ли не на руках…

Я попросила написать мне подробно о том, как всё прошло. Елена обещание выполнила: и написала, и прислала фотографии и фрагмент эфира телепередачи. Посмотрев его, я мало что поняла. Поискала в интернете и нашла полную запись этого эфира. Передача, как выяснилось, была целиком посвящена юбилею музыканта Сергея Пенкина. Его поздравляли разные люди, знакомые, родные, а под самый занавес выкатили на инвалидной коляске Соню.

Андрей Малахов сообщил публике, что, узнав про день рождения кумира, девочка бросила всё и примчалась в Москву. У нее, как выяснилось дальше, всего две мечты: получить щеночка и возможность спеть с прославленным юбиляром. «Мечты» сбылись прямо на глазах у публики: вот на коленках у девочки уже сидит маленькая собачка, а вот Сергей Пенкин, склонившись к маленькой «фанатке», поет вместе с ней.

— Иногда мечты сбываются! — подытоживает ведущий, зал аплодирует.

Звоню Елене Нечаевой. У меня всего один вопрос: говорили ли ей еще до поездки в Москву о том, что передача, на которую приглашают девочку, посвящена будет не ее судьбе, а юбилею знаменитого певца?

— Когда первый раз позвонили, сказали, что хотят нам помочь, — говорит Елена Нечаева. — А на следующий день позвонили еще раз, сказали, что сама передача будет посвящена юбилею певца, но в зале будет много спонсоров, которые помогут решить нашу главную проблему. После съемки я подошла к Андрею Малахову сказать, что о нашем положении-то так ничего не прозвучало. Он был усталый и нервный, но ответил вежливо: «Извините, это совсем не в тему…» Спасибо им, конечно, Сонечка и правда счастлива, ее показали по Первому телеканалу, она впервые увидела Москву. С нами обходились очень по-доброму. Дочка и Пенкина теперь полюбила. Хотя вначале, до поездки, ее спросили: «Кого из певцов ты любишь?» Она ответила: «Нюшу». — «Будет тебе Нюша! Только ты скажи, что ты еще и фанатка Пенкина». Дочь говорит: «Но я же не его фанатка…» Ей в ответ: ну что, мол, тебе стоит, ты скажи, а мы исполним твои мечты…» Конечно, я не этого ожидала. Странное чувство: устроили нам праздник, а ощущение какого-то опустошения. Будто нас просто использовали…

И у меня — точно такое же ощущение.

— Ну правильно, зрителям говорят, что сбылись мечты девочки, а на самом деле сбылись только законы жанра телепередачи, — комментирует ситуацию доктор психологических наук, член-корреспондент Российской академии образования Галина Солдатова. — Девочка нужна была им по закону жанра, для выбивания слез умиления. Вроде бы подарили праздник. На самом деле драма семьи приобрела черты фарса. Это как у Высоцкого: «Я не люблю манежи и арены. На них мильон меняют по рублю…» Надежды мамы не оправдались, а праздник закончился. Жить в той действительности, в которой они жили прежде, ей теперь еще труднее — растет негативное состояние, усиливается подавленность: на контрасте неврозы срабатывают еще хуже. Яма, в которую они сваливаются, оказывается еще глубже. Наверное, до их чувств создателям телепрограммы «Пусть говорят» нет никакого дела. В стране так много бедных людей, что можно с ними не церемониться, — приедут, получат свои «стеклянные бусы»… И пусть еще скажут спасибо.

Пусть не говорят!

Галина Мурсалиева

Источник: novayagazeta.ru