Архив:

Донецк - город для инвалидов?

В Донецке много проблем. У нас не все гладко с дорогами, беда с экологией, да и вообще, любой сектор, любой объект инфраструктуры имеет свои тонкости и сложности. Многие из них успешно решаются – некоторые лучше, интенсивнее, быстрее, другие – не так хорошо, интенсивно и быстро. Проблема доступности различных городских благ для людей с ограниченными возможностями относится ко второй категории. О ней знают многие, но решить ее пока способны далеко не все.

Промежуточний успех

Безусловно, в Донецке существуют комитеты, которые следят за подобными вопросами. Например, Донецкой областной государственной администрацией был создан областной комитет доступности, решающий различные проблемы инвалидов. Эта структура является консультативно-рекомендательным органом, работающим по всей нашей области и способствующим взаимодействию между общественными организациями инвалидов и органами государственной власти. Подобные комитеты существуют и исправно исполняют свою работу, но… как показывает практика, проблема решена всего на несколько процентов, а те результаты, которые мы видим – всего лишь промежуточный этап.

Попробуем разобрать достижения комитета. Что мы можем увидеть? В новеньких автобусах марки ЛАЗ, которые наводнили центр города, появились удобнейшие пандусы для маломобильной категории граждан. Это действительно очень удобно для них. Но как часто эти пандусы опускаются? Чаще можно услышать множество отговорок вроде «это сложно для одного кондуктора», «в час пик на это нет ни места, ни времени», «для остальных пассажиров это будет проблемой», но все они при детальном рассмотрении оказываются дутыми пузырями из лени и пренебрежения к чужой проблеме.

Более того, в скором времени даже эти отговорки произносить будет некому, ведь, как ранее сообщало «УРА-Информ.Донбасс», в донецких автобусах и троллейбусах собираются убрать должность кондуктора и ввести вместо них аппараты, которые будут компостировать билеты. То есть получается, что даже мысли о помощи «колясочникам» нет?

Американские горки для инвалидов

Аналогичные проблемы касаются и пандусов к административным зданиям, магазинам и жилым домам – они есть, они построены и полностью готовы к эксплуатации. Это действительно достижение. Вот только порой кажется, что строители, добиваясь его, забыли об одном из главных законов нашей жизни – о законе, который был открыт еще в 1666 году Ньютоном. Речь идет о законе всемирного тяготения, который еще никто не отменял. Пройдите мимо зданий с пандусами и въездами для колясок, и вы увидите такие крутые модели, при первом взгляде на которые вам станет понятно – строители пытались конкурировать с самыми крутыми в мире горами Лос Гинтес. И как по таким пандусам спускаться людям на коляске? Да им стоит только подъехать поближе, и закон тяготения все сделает дальше за них – уже через несколько секунд несчастный человек с бешеной скоростью пронесется по пандусу и затем будет беспомощно лежать внизу, не в силах подняться.

По словам самих же инвалидов, эта проблема возникла из-за некорректной работы государственной архитектурно-строительной комиссии, возможности и полномочия которой были урезаны и ущемлены, вследствие чего перестал осуществляться контроль над строящимися или реконструирующимися зданиями. В итоге все перестали контролировать соответствие пандусов и подъездов нормативным строительным актам.

Корень проблем

Стоит заметить, что выше речь шла только о способах сделать город доступней для маломобильной категории граждан. То есть для тех, кто передвигается на колясках, с костылями, не самостоятельно. А есть же еще и другие категории. Например, слепые люди. Почему-то об их комфорте в городе почти не задумываются даже в комитетах доступности. Примером тому может служить отсутствие светофоров со звуковыми сигналами или специальных тактильных дорожек перед пешеходными переходами. Их нет даже в центре города. Да, можно сказать, что у нас есть подобные светофоры в районе «Мотодрома», а также в центре Макеевки. Но разве у нас только там живут слепые?

Более того, если обратиться к общепризнанным требованиям доступности к объектам жилищного и общественного назначения для людей с ограниченными физическими возможностями, то мы увидим, что сюда входит огромное количество объектов. Это тротуары шириной не менее 1,50–1,80 м, отсутствие ступенек на тротуаре, пандусы в местах перехода через проезжую часть, наличие определенных мест для парковки автомобилей инвалидов ближе к входу в дом и так далее. Что мы видим из этого на улицах городов Донетчины? Практически ничего, разве что парковки с местами для инвалидов, на которые… с успехом и удовольствием заезжают автомобили тех, кто к этой категории, к счастью, не относится. А ведь все эти объекты зачастую даже в официальные списки не вносят!

По словам главы донецкой областной общественной правозащитной организации инвалидов «Фемида» Владимира Землянкина, проблемы, которые связаны с доступностью в городе, идут оттого, что, несмотря на все законы и постановления, регулирующие социальную помощь инвалидам, ответственности за их невыполнение просто-напросто нет. И в этом – корень проблемы.

Замкнутый круг

Впрочем, если обвинять в недоступности прогулок по парку и походов в кино законодательную базу, то нельзя обойти стороной и общество, в котором мы живем. Если задуматься, то львиная доля социума просто не понимает необходимости создания условий для людей с инвалидностью. Строитель, архитектор или чиновник, которые занимаются проблемой застройки города не являются злыми гениями, которые существуют только для того, чтобы навредить инвалидам, сделать пандус покруче, а ступенек побольше. Доктору Зло место только в фильмах про супершпионов. Принятые ими решения исходят исключительно из незнания ситуации и от недостатка компетенции в вопросе доступности. А компетенция в таких вопросах появляется только при диалоге между властями и людьми. И тут мы натыкаемся на еще одну проблему.

«У нас есть тысячи инвалидов в городе. Где эти люди? Много мы колясочников видим на улицах? Нет. Они вынуждены в силу своих не только физических, но и психологических травм сидеть дома и не иметь возможности выйти на улицу. И получается замкнутый круг – люди не могут выйти, потому что общество не понимает их проблемы и не создает условий, а общество не понимает их проблем, потому что оно не видит этих людей», комментирует Владимир Землянкин.

Как в этом случае поступать? Только одна форма решения проблемы тут подойдет и даст если не стопроцентные результаты, то хотя бы заметный прогресс. Это форма диалога. Заседания, комитеты, разработки систем внедрения…. И все это совместно с инвалидами Донецка! Простыми людьми, которые как никто другой разбираются в проблеме. Совсем недавно, в ходе круглого стола, который был посвящен проблемам общественного транспорта, начальник отдела транспорта и связи Федор Плошай заявил, что в этих самых проблемах никто не разбирается лучше пассажиров. Здесь идентичная ситуация – в проблемах доступности города инвалидам никто лучше самих инвалидов не разбирается.

Донецк будет первым?

Донецк – не самая плохая площадка для того, чтобы полномасштабно развернуть программу доступности. На территории города есть такой мощный двигатель прогрессивных решений, как «Донбасс Арена», которая обладает всеми шансами получить приз как самый доступный спортивный объект в конкурсе «Футбол без ограничений».

Кроме того, в регионе в лучшую сторону меняются и другие объекты. С момента последнего материала «УРА-Информ.Донбасс» о проблемах людей с ограниченными возможностями, прошло чуть более месяца, и за этот срок в одном только Донецке изменилось очень многое. Например, здесь появился новый корпус железнодорожного вокзала в Донецке, который был построен с учетом вопроса инвалидов – здесь и пандусы, и специально обустроенные туалеты, и заниженные бордюры. По городу курсируют троллейбусы и автобусы, которые обладают всем необходимым для перевозки инвалидов – выдвижными пандусами, пространством, удобными поручнями, отметками шрифта Брайля на кнопках «СТОП». Все больше и больше зданий обзаводится альтернативой ступенек, которую могут использовать люди на колясках…

Этот список можно продолжать долго, но главное – не только появление таких объектов, но и умение и желание ими пользоваться и при необходимости помогать в этом инвалидам. И если донетчане этому научатся, Донбасс сможет стать прекрасным образчиком заботы о людях с ограниченными физическими возможностями. Нам нужно только начать.

Александр Перемот

Источник: ura.dn.ua

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ