Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Восстановят ли в правах российских инвалидов?

Президент подписал закон о ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов. Однако документ носит только рекомендательный характер, для того, чтобы он реально заработал, необходимо внести ряд изменений в действующее законодательство. В каких именно переменах оно нуждается, чиновники и представители общественных объединений инвалидов обсудили за круглым столом в Совете Федерации.

Как было завялено, чиновники подготовили ряд законопроектов для внесения в Госдуму, которые позволят скорректировать российское законодательство в соответствии с Конвенцией. В частности, изменения могут затронуть ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". Дело в том, что Конвенция меняет сам подход к определению инвалидности: упор делается не на медицинские аспекты, а именно на социальные. Так, законопроект о внесении изменений в ФЗ о соцзащите исходит из того, что сами по себе стойкие ограничения функций жизнедеятельности организма не порождают никаких препятствий к участию инвалида в жизни общества. Ограничения проявляются только в связи с социальными или иными средовыми барьерами, которые существуют независимо ни от каких ограничений функций организма и только обостряются последними.

То, что в России будет покончено с медицинским подходом к инвалидности, не может не радовать, согласился депутат Госдумы Олег Смолин. Но, по его словам, новый подход также может таить в себе некоторые опасности. Так, он считает, что при определении социальных барьеров все же следует исходить из объективного основания, которым является именно нарушение функций организма. В противном случае, по мнению депутата, может возникнуть ситуация, когда государство ограничит поддержку инвалидов лишь устранением барьеров: инвалиду-опорнику выдали коляску, в городе установили пандусы — все, барьеры преодолены! — в инвалидности и дополнительной поддержке государства он больше не нуждается. "К этому вопросу нужно подходить внимательно, иначе опасения некоторых людей о том, что Конвенция может привести к ухудшению социальной защиты, могут оказаться не вполне беспочвенными", — предостерегает Смолин.

В связи с этим законопроект не случайно содержит положение о том, что органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления должны привлекать представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы людей с ограниченными возможностями. Также документ гласит, что решения, принятые с нарушением этой нормы могут быть признаны недействительными в судебном порядке. Действующее же законодательство предусматривает такую обязанность только для органов исполнительной власти.

Еще один важный момент, который чиновники намерены предусмотреть в законодательстве — вопрос о компенсации затрат на самостоятельное приобретение технических средств реабилитации и услуг. Сейчас инвалидам возмещается только та сумма, которая предусмотрена для приобретения ТСР государством. Но этих средств порой недостаточно для того, чтобы купить качественные технические средства, отвечающие потребностям людей с ограниченными возможностями. В связи с этим законопроектом "О внесении изменений в часть шестую статьи 11 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предлагается повысить компенсацию до полуторного размера стоимости ТСР, предоставляемых государством.

Нуждается в изменениях и образовательная политика. Среди абитуриентов, пользующихся льготами при поступлении в вузы, люди с инвалидностью занимают особое положение. Дело в том, что право инвалида на образование, помимо этого закона, регулируется еще и индивидуальной программой реабилитации. Как правило, в ИПР инвалидов 1 и 2 групп записано, что они могут обучаться в специально созданных условиях. Многие вузы и колледжи отказываются принимать инвалидов в виду отсутствия особых условий. Таким образом, инвалид, подавший заявление в такое учебное заведение, фактически лишается возможности воспользоваться льготой при поступлении. Законопроект "О внесении изменений в пункт 6 статьи 16 ФЗ "Об образовании" позволит решить эту проблему, в том числе и путем предоставления инвалидам возможности подавать документы сразу в несколько вузов. Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму.

Заместитель председателя Госдумы Иван Мельников также заметил, что ряд изменений следует внести и в трудовое законодательство в отношении инвалидов. В частности, он отметил, что в соответствии с ратифицированным документом инвалиды имеют равное право на труд и возможность зарабатывать себе на жизнь. "В советское время только на предприятиях ВОС работали 52 тыс. человек. Сейчас там работает всего 11 тыс. человек. Похожая ситуация и на предприятиях ВОГ", — заметил Мельников. Все это, по его словам, свидетельствует об определенных проблемах в области трудоустройства инвалидов, требующих нового законодательного регулирования.

Государство обязано запретить дискриминацию в области занятости инвалидов. Сейчас же, по словам Олега Смолина, система пенсий и денежных выплат в зависимости от утраты трудоспособности поражает своей абсурдностью. "Вместо того, чтобы стимулировать людей к труду, учебе, занятиям спортом или общественным делам, она их за это наказывает. Устроишься на работу или поступишь в вуз — тебе тут же снизят пенсию, причем на столько же, сколько заработаешь", — негодует депутат. По его словам, с ратификацией Конвенции появилась возможность изменить ситуацию с занятостью инвалидов.

"Законодательство должно стимулировать инвалидов жить в обществе", — уверен депутат Госдумы Михаил Терентьев. По его мнению, Конвенция ООН о правах инвалидов уничтожит те барьеры, которые окружают людей с ограниченными возможностями, и позволит им наслаждаться жизнью.

Он отметил, что ранее депутаты Госдумы уже внесли изменения в избирательное законодательство, Воздушный кодекс. Перемены в действующем законодательстве последуют и за ратификацией Конвенции.

Терентьев заметил, что при разработке законопроектов необходимо стремиться к тому, чтобы стимулировать людей с инвалидностью жить в обществе, а не сидеть в четырех стенах. Особое внимание он попросил обратить на вопрос об определении льгот.

"Они должны стимулировать независимость и самостоятельность людей с инвалидностью. Если предоставлять им возможность заменить транспортные льготы выплатами, в большинстве случаев, при наличии комплексных проблем с отсутствием безбарьерной среды, инвалиды предпочтут сидеть дома и получать компенсацию", — считает депутат.

Помимо масштабных новшеств, призванных изменить в целом подход к социальной защите инвалидов, их трудоустройству, образованию, планируется внести и ряд более мелких, но не менее важных. Так, согласно ст. 25 Конвенции инвалиды должны получать те медицинские услуги, которые им необходимы по причине инвалидности. В России же, по мнению Мельникова, сложилась критическая ситуация с лекарственным обеспечением, не говоря уже о том, что инвалиды по зрению попросту не могут самостоятельно принимать лекарственные препараты.

"Необходимо обязать производителей наносить на упаковках лекарственных средств брайлем названия и характеристики медицинских препаратов", — считает Мельников.

Соответствующие изменения планируется внести в закон "Об обращении лекарственных средств".

А вот по мнению руководителя юридической службы региональной общественной организации инвалидов "Перспектива" Максима Ларионова, обновить законодательство в области защиты инвалидов следует с введения антидискриминационных норм.

По его словам, даже когда Госдума РФ принимала закон о ратификации Конвенции ООН, а Совет Федерации его одобрял, в России продолжали происходить акты дискриминации в отношении инвалидов: авиакомпания не пустила пассажиров с инвалидностью на борт, закрылись классы и целые школы для особых детей, в океанариум не пустили детей с аутизмом. Наказания же для тех, кто дискриминирует людей с ограниченными возможностями, пока не последовало.

В связи с этим юрист отметил, что, по примеру американского или британского закона об инвалидах, в России необходимо проработать вопрос о введении презумпции виновности. "Тогда если инвалид считает, что в отношении него произошел акт дискриминации (независимо от того, государственным органом, организацией, физическим или должностным лицом), он сможет подать в суд и не доказывать свою правоту. Это предполагаемый обидчик должен будет доказывать свою невиновность", — считает Ларионов.

Очевидно, что определенных изменений в законодательстве в связи с ратификацией Конвенции не миновать. По словам Смолина, Минздравсоцразвтия уже готовит ряд документов по совершенствованию политики в области соцзащиты инвалидов. Он отметил, что и общественные организации, и чиновники должны быть готовы вносить свои коррективы и предложения по совершенствованию готовящегося документа.

А для того, чтобы радикально повысить уровень соцзащиты инвалидов, участники круглого стола считают, что над концепцией реализации Конвенции ООН о правах инвалидов должны работать профильные советы при президенте и председателе Госдумы.

При этом к процессу подготовки концепции следует активно привлекать заинтересованные общественные организации.

Анна Семенец

Источник: rosbalt.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ